С начала 2023 года по конец апреля с индонезийского острова Бали были депортированы 23 россиянина. В апреле губернатор Вайан Костер предлагал отменить визы по прибытии для граждан России и Украины, так как, по его мнению, граждане именно этих стран наиболее часто совершают правонарушения на Бали. Губернатор индонезийской провинции Северный Сулавеси Олли Дондокамби в интервью корреспонденту РИА Новости Ульяне Мирошкиной заявил, что не согласен с предложением его балийского коллеги и не собирается как-либо ограничивать российских туристов, желающих посетить провинцию и полюбоваться на прекрасные подводные пейзажи. Дондокамби подчеркнул, что российского туриста в Северном Сулавеси гостеприимно встретят и познакомят с местной культурой, но предупредил, что с алкоголем важно знать меру.
– Это ваш первый визит в Россию?
– Да, это для меня первый раз в России. Помимо Евразийского экономического форума мы уже успели посетить парк Музеон, где планируется поставить памятник нашему первому президенту Сукарно. Я надеюсь, что скоро Государственная дума Российской Федерации одобрит воздвижение этого памятника, тогда мы сможем реализовать этот проект так быстро, как только возможно.
– Возможно, Индонезия могла бы рассмотреть установку памятника российскому государственному деятелю в качестве ответной меры?
– Мы уточняем эту информацию у посла России в Индонезии Людмилы Воробьевой, но пока, насколько мне известно, каких-то конкретных планов нет.
– Ранее сообщалось, что Россия и Индонезия собираются в скором времени возобновить прямые рейсы. Ожидается, что поток российских туристов в Индонезию после этого значительно возрастет. Ждут ли туристов из России в Северном Сулавеси?
– Во время пандемии коронавируса в нашу провинцию приезжало очень мало туристов. Однако можно с уверенностью сказать, что процесс восстановления сектора туризма уже запущен и идет полным ходом. Мы ждем, что все больше туристов, в том числе и из России, будут прибывать в Индонезию. Также нам известно, что туризм в России – сектор быстро растущий и стремительно развивающийся. Как мне сообщили в моем ведомстве, на настоящий момент в Северном Сулавеси находятся 30 российских граждан, в том числе и турагенты, исследующие местность для дальнейшего ее продвижения на российском рынке.
– Ранее губернатор индонезийской провинции Бали Варан Костер негативно отзывался о туристах из России и даже предложил ввести квоту. Как вы относитесь к этому предложению? Предвидятся ли квоты в вашей провинции?
– Мы не собираемся вводить никакие ограничения на пребывание у нас туристов из других стран, в том числе и из России. Наоборот, мы хотим познакомить российских туристов с нашей культурой, чтобы они знали, что в Северный Сулавеси стоит приезжать. Самое известное на нашем острове – это море. Наше море крайне чистое, а подводные пейзажи абсолютно уникальны. Российским туристам я мог бы порекомендовать поплавать с аквалангом в нашем море и полюбоваться его красотами.
У нас в Северном Сулавеси есть сильная культура алкогольных напитков. Если к нам приедут гости, мы их обязательно встретим и угостим вином, виски и даже водкой. Большинство населения Северного Сулавеси – христиане, пить для нас – не проблема. Вполне можем составить конкуренцию Бали по привлекательности для туристов.
– Какие инфраструктурные проекты в Сулавеси могли бы заинтересовать российского инвестора?
– Мы открыты для инвестиций из России и рады им. Мы сейчас строим платную дорогу длиной 130 километров, 30 километров уже готовы. Эта дорога очень пригодится для развития туризма Северного Сулавеси. Кроме этого, у нас есть несколько активно развивающихся проектов, в том числе по производству кокосового масла. Оно у нас очень качественное.
– Расскажите, что не стоит делать туристу, приехавшему в Северный Сулавеси?
– Люди Северного Сулавеси всегда открыты для иностранных туристов и очень рады им. Пусть делают, что хотят – хоть пьют, хоть гуляют где-то, хоть бегают куда-то. Это вообще не проблема. Главное – не мешать окружающим и знать меру со спиртным.
– Существуют ли перспективы сотрудничества Северного Сулавеси и регионов или городов России? Если да, то каких?
– Хоть это и мое первое посещение России, я уже успел поговорить с послом Индонезии в Москве об этом вопросе. В составе моей делегации приехали также мэры городов Сулавеси. Сейчас мы решаем, с каким городом России можно было бы сотрудничать и быть в братских отношениях.
– Насколько мне известно, Северный Сулавеси находится ближе всего к Филиппинам и, соответственно, к их спорным водам. Как вы относитесь к нарастанию напряжения в регионе? Могла бы Индонезия, по примеру Филиппин, разместить на своей территории американские военные базы?
– Система политики Индонезии держится на двух принципах – активность и свобода. Это значит, что мы никогда не займем чью-то сторону в противостоянии крупных держав. У нас есть свои принципы. Поэтому сценарий, по которому мы могли бы разместить у себя американские военные базы, невозможен.
– Могут ли Россия и Северный Сулавеси сотрудничать в сфере образования и культуры?
– Да, сейчас вы ведем переговоры между университетами Москвы и университетами Северного Сулавеси, они близки к завершению. Мы также будем благодарны, если правительство России увеличит квоты для студентов из нашей провинции. Очень многие студенты из Северного Сулавеси стремятся в Россию. Россия – страна, известная своим развитием технологий. Самые привлекательные направления в университетах для индонезийских студентов - авиастроение и IT.