Глеб Десятников: у Москвы и Аммана есть перспективы в атомной энергетике

Посол России в Иордании Глеб Десятников
Читать на сайте Ria.ru
В дни празднования Победы посол России в Иордании Глеб Десятников дал интервью агентству РИА Новости, в ходе которого рассказал о наиболее перспективных сферах сотрудничества между Москвой и Амманом, прокомментировал последние события на Ближнем Востоке и назвал не совсем уместной аналогию между российской специальной военной операцией и палестино-израильским конфликтом.
– Глеб Феликсович, граждане арабских стран в целом и жители Иордании в частности слышат о Дне Победы, однако информации о нем у них не очень много. Как российские граждане и официальные лица относятся к этому дню?
– День Победы – это одна из важнейших дат в российском национальном календаре. Это день, когда мы отмечаем два ключевых для нашей истории события: завершение Великой отечественной войны и победы в ней нашего народа. Это также день скорби, когда мы отдаем дань памяти миллионам советских граждан, погибших во имя свободы будущих поколений россиян. Нашей страной был продемонстрирован невиданный пример мужества и героизма – в критический момент мы смогли сплотиться, взять волю в кулак и сокрушить армию фашисткой Германии. В этом заключается суть праздника, который отмечается в России и бывших советских республиках 9 мая.
Рамазан Абдулатипов: ОИС не пожертвует связями с Россией в угоду Западу
– Можем ли мы говорить, что этот день несет в себе такой смысл, что Российская Федерация на протяжении всей своей истории через свою политику обеспечивала мир и стабильность?
– Россия всегда была тем государством, которое в своей внешней политике неизменно следовало принципам мирного разрешения конфликтных ситуаций, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы. Победа над фашизмом способствовала тому, что эти хорошо известные идеи легли в основу философии новой международной организации – ООН и ее основополагающего документа – Устава ООН. Советский Союз наряду с другими странами Запада – своими союзниками по антигитлеровской коалиции – стали главными архитекторами новой системы международных отношении, базирующихся на ценностях, олицетворением которых Россия была на протяжении всей своей истории.
– Каким образом Запад смог изобразить картину, полностью отличающуюся от настоящей России? Как ему удалось сфальсифицировать факты о роли России в войне, хотя заслуга в защите Запада от нацизма лежит на Москве?
– Безусловно, сегодня мы сталкиваемся с беспрецедентной информационной атакой на нашу страну. Предпринимаются попытки принизить роль России в разгроме фашистской Германии, исказить исторические факты, демонизировать образ СССР. Но все эти усилия безуспешны – в Европе, да и других странах мира, немало людей, которые знают правду о той кровопролитной войне и цене, которую заплатил советский народ, в том числе ради освобождения западного мира от смерти, разрухи и варварства, которые несли вместе с собой полчища фашистских захватчиков.
Украинский эксперт: национализм в изучении истории подпитывали из США
– Западные СМИ показывают Россию, занимающуюся сегодня защитой своей геополитических интересов в рамках специальной военной операции, так, будто одно государство нападает на другое. Это негативно отражается на арабах, которые пострадали в 1948 году от оккупации Палестины. Если мы хотим прояснить российскую позицию в этой операции, что мы можем сказать гражданам арабских стран?
– Вы правильно заметили, что в рамках специальной военной операции, проводимой на Украине, Москва преследует лишь одну единственную цель – защитить свои национальные интересы, обеспечить безопасность своего народа, сохранить жизнь и культурную идентичность тех, кто считает себя русскими. В случае же с палестино-израильским конфликтом его предпосылки несколько другие, поэтому аналогия здесь не совсем уместная.
– Сегодня перед Российской Федерацией стоит большой вызов. Стремясь защитить себя от расширения НАТО и приближения к своим границам, она оказывается вынуждена противостоять своим двоюродным братьям и славянскому народу, имеем в виду украинский народ. Какие шаги предприняла Российская Федерация для сохранения духа братства между российским и украинским народами в свете нынешней специальной военной операции?
– Приближение НАТО к российским границам, экспансионистские устремления блока – то, что всерьез беспокоило нас в постсоветскую эпоху. Свои озабоченности мы не раз высказывали в диалоге с западными партнерами. Пытались предотвратить эскалацию в рамках дипломатических усилий. Во многом, этой задаче была подчинена работа "минского формата". Но все оказалось безрезультатно. Вы правы, когда говорите о духе братства между русскими и украинцами. Нас, действительно, объединяет общая история, религия, культура. Мы – братские народы. Но между нами, к сожалению, встали украинские политики и отдельные лидеры в Киеве, которые пытаются разобщить нас. Им это не удастся сделать, Россия будет укреплять гуманитарные, культурно-исторические связи с украинским народом, содействовать его процветанию.
– Как вы считаете, удалось ли это России?
– Уверен, что история окажется на нашей стороне. И российский, и украинский народы сохранят дух братства, останутся близкими друг другу, сосуществуя в одном культурно-историческом пространстве.
– Какие наиболее важные вызовы стоят перед Россией в том, что касается вопроса сохранения духа братства между российским и украинским народами?
– Как я уже сказал – это пропагандистская накачка украинцев. Работа ведется интенсивно и уже довольно давно. Но постепенно украинцы начинают осознавать, что стали жертвами ложной риторики, идеологических заблуждений и политики двойных стандартов.
– Какую роль играет Россия в защите арабских христиан?
– Москва уделяет особое внимание такому важному направлению региональной политики, как положению христианского населения Ближнего Востока. Эта конфессиональная группа оказалась в достаточно уязвимом положении – число христиан в зоне БВСА неуклонно уменьшается. Поэтому Россия оказывает неизменную поддержку арабскому православию, признавая его особую цивилизационную роль в культурно-социальном развитии Ближнего Востока, гармонизации отношений между всеми населяющими его религиозно-этническими группами, и, конечно, укреплении межцивилизационного диалога.
– Иордания и Россия в равной степени заинтересованы в сирийском вопросе. Считаете ли вы, что нормализация между Саудовской Аравией и Ираном, произошедшая под эгидой Китая, приведет к сближению между Иорданией и Ираном и положит начало решению неурегулированных вопросов между двумя странами? Может ли это представлять собой базу для более быстрого сближения отношений с Иорданией и как?
– Считаем, что нормализация отношений между Эр-Риядом и Тегераном при китайском посредничестве – это одно из самых позитивных событий, которые имели место в последнее время на Ближнем Востоке. Мы приветствуем это соглашение и готовы оказать необходимое содействие в дальнейшем развитии такой примирительной тенденции. В частности, Россия с 1990-х годов продвигает Концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива, которая бы сейчас могла послужить этой цели. Безусловно, рассчитываем, что налаживание диалога между КСА и ИРИ самым благотворным образом скажется и на других аспектах региональной политики. В первую очередь, это касается и сирийского сюжета, и двусторонних отношений между Амманом и Тегераном. Знаю, что обоюдная заинтересованность в этом есть и здесь, в Королевстве, и в Иране. Перезагрузка отношений между этими столицами могла бы способствовать наращиванию политического диалога, укреплению взаимной торговли. Поэтому с оптимизмом смотрим на будущее и иордано-иранского, и иордано-сирийского сотрудничества.
– Иордания и Россия сотрудничают по ситуации на юге Сирии. Уже некоторое время Иордания сталкивается с такой опасностью как нарушители границы и наркоторговцы. Есть ли какое-либо развитие событий в этом вопросе, которое может снизить опасения Иордании?
– Ситуация на сирийском юге неизменно остается в фокусе внимания Москвы и Аммана. Это – один из ключевых пунктов двусторонней повестки дня. Контакты по данной проблематике ведутся на постоянной основе в рамках всех имеющихся между нашими странами каналов общения. И эта работа, как мы считаем, приносит свои позитивные результаты.
– Сирия вернулась в Лигу арабских государств. Как вы относитесь к такого рода событиям?
– Это уже давно назревшая необходимость. Ближний Восток как никогда нуждается в консолидации, деэскалации и налаживании взаимовыгодного сотрудничества между всеми заинтересованными региональными столицами. Возвращение Сирии в общеарабскую семью – это шаг к миру и стабильности в регионе. Убеждены, что от этого выиграет все арабское сообщество, ведь сообща можно преодолеть любые трудности. А сейчас таких вызовов в регионе немало.
– На ваш взгляд, какие следующие шаги должны быть предприняты для восстановления регионального мира и обеспечения безопасности и процветания соседних с Сирией стран?
– Следует заняться обсуждением вопросов взаимовыгодного сосуществования всех стран региона. Как представляется, наиболее выигрышной темой для диалога могли бы стать вопросы восстановления торговых связей между региональными столицами, укрепления безопасности и борьбы с терроризмом. На этом сейчас необходимо сосредоточить основное внимание.
– Как вы считаете, может ли фактор Ирана стать камнем преткновения в вопросе нормализации между Дамаском и арабским миром?
– Наоборот. Иран демонстрирует конструктивный настрой и готовность к сотрудничеству по всему спектру вопросов взаимодействия с арабским сообществом. Это можно только приветствовать.
– Каким вы видите будущее региона в свете деэскалации на Ближнем Востоке, в особенности нормализации между Саудовской Аравией и странами Персидского залива с одной стороны и Ирана с другой?
– Если эти процессы станут устойчивой тенденцией, то будущее Ближнего Востока обещает быть весьма перспективным. Регион устал от бесконечной череды конфликтов, войн и нестабильности. Укрепление взаимного доверия и сотрудничества между арабскими столицами должно вернуть сюда мир и процветание. Задача России и всех остальных внешних игроков – помочь арабским друзьям сохранить этот настрой на кооперацию как стратегический вектор развития.
– Глава Управления по атомной энергии Иордании Халед Тукан недавно заявил в интервью РИА Новости о сотрудничестве между Россией и Иорданией в сфере атомной медицины и иорданской заинтересованности в том, чтобы сосредоточиться на таких крупных вопросах, как создание атомной электростанции. Что касается сотрудничества в сфере атомной медицины, то иорданская сторона отправила в компанию "Росатом" запрос о сотрудничестве. Каковы перспективы российско-иорданского сотрудничества в этой сфере?
– Сотрудничество с Амманом развивается в разных областях. И атомная энергетика, и атомная медицина – наиболее перспективные из них. Россия обладает уникальными наработками и опытом в этой сфере, поэтому наши ядерные технологии пользуются неизменным спросом. Это касается и упомянутых вами препаратов, которые успешно применяются в лечении онкологических заболеваний. Уверен, что партнерство с королевством в производстве лютеция могло бы стать успешным примером российско-иорданского сотрудничества в области ядерной медицины и сформировать основу для будущих более крупных проектов.
В Иордании заинтересованы в строительстве малых ядерных реакторов
– В этом году ожидается заседание российско-иорданской межправкомиссии. Есть ли уже конкретная дата?
– В настоящий момент компетентные ведомства наших стран прорабатывают возможные сроки очередного заседания МПК, которое должно состояться в этот раз в Аммане. Ведется подготовка и его субстантивного наполнения. Для нас это важно – мы хотим, чтобы двусторонние отношения с дружественной нам Иорданией продолжали укрепляться и развиваться. Для этого требуется тщательная и методичная работа наших экспертов.
Обсудить
Рекомендуем