МОСКВА, 27 мар – РИА Новости. Первый этап реализации проекта по развитию БАМа-Транссиба не реализован до конца, отставание идет и по второму этапу, выявляется множество нарушений, сообщила в понедельник представитель Генпрокуратуры РФ Екатерина Пересыпина.
"На сегодняшний день у нас пока не реализован до конца первый этап… Что касается пропускных способностей, они у нас по первому этапу – по 30% участков – не достигнуты. Серьезное идет отставание и по второму этапу. В связи с этим под угрозой срыва у нас реализация проекта "Транссиб за семь дней". Насколько нам известно, с начала реализации данного проекта и по сегодняшний день существенно ситуация не изменилась", - сказала Пересыпина на совещании в Совете Федерации по вопросам реализации второго этапа модернизации Восточного полигона железных дорог.
По ее словам, прокуроры выявили факты затягивания сроков проектной документации, некачественной проектной документации, проекты до трех-четырех раз направляются на Главгосэкспетизу, меняются проектные решения.
Кроме того, в проекты иногда закладываются экономически не выгодные способы строительства. Только в 2022 году на трех объектах проекта было выявлено завышение стоимости на миллиард рублей - цену удалось снизить после вмешательства прокуратуры.
"Проектные организации используют подложные коммерческие предложения для формирования цены на те или иные работы либо поставку материалов", - уточнила представитель Генпрокуратуры.
Кроме того, в прошлом году были выявлены и хищения средств, выделенных на строительство БАМа и Транссиба: "Нами вскрыта совместно с казначейством незаконная схема авансирования организаций, которые либо находились в состоянии банкротства на момент выдачи авансов, либо имели невыполненные обязательства".
Помимо этого, в 2022 году по материалам прокуратуры было возбуждено два уголовных дела в отношении "руководителей двух железных дорог за лоббирование интересов подрядных организаций".
В свою очередь, РЖД не согласились с некоторыми выводами Генпрокуратуры и Федерального казначейства.
"Я в контакте с Генпрокуратурой, с руководством Генпрокуратуры. Мы очень детально разбираем практически все элементы, которые в отступлениях, нарушениях у нас происходят. Прокуратура - это орган, надзирающий за законодательством. И у них чётко есть черное или белое, но вопрос черного или белого - это вопрос трактования. Но, насколько я понимаю, вчера была ссылка, в том числе на проверку Федерального казначейства, должна была быть. Я могу сказать, что мы активно дискутируем и с рядом позиций абсолютно не согласны", - сказал гендиректор монополии Олег Белозеров во вторник, выступая в Совете Федерации.
По его словам, РЖД - это хозяйствующий субъект. "Соответственно, что делать, эффективно или неэффективно, решаем мы. Да, коллеги пишут, что с их точки зрения целесообразно было бы сделать то-то и то-то. Я подписал встречное письмо в Федеральное казначейство, там порядка 700 листов, с изложением нашей позиции со ссылкой точно так же на законодательство. Я не говорю, что 100% мы правы-не правы", - продолжил Белозеров.
Он отметил, что прокуратура говорит: нужно, чтобы объект был сделан от начала до конца. Он привел в связи с этим пример. "Несданный объект считается, если не засеяна трава и не стоит шумозащитный экран. Не выполнены все требования… С другой стороны, коллеги говорят: провезите миллионы тонн сейчас, мы будем говорить, что мы не засеяли траву? Нужно на проблему смотреть с разных сторон", - считает Белозеров.
По его словам, РЖД - это хозяйствующий субъект. "Соответственно, что делать, эффективно или неэффективно, решаем мы. Да, коллеги пишут, что с их точки зрения целесообразно было бы сделать то-то и то-то. Я подписал встречное письмо в Федеральное казначейство, там порядка 700 листов, с изложением нашей позиции со ссылкой точно так же на законодательство. Я не говорю, что 100% мы правы-не правы", - продолжил Белозеров.
Он отметил, что прокуратура говорит: нужно, чтобы объект был сделан от начала до конца. Он привел в связи с этим пример. "Несданный объект считается, если не засеяна трава и не стоит шумозащитный экран. Не выполнены все требования… С другой стороны, коллеги говорят: провезите миллионы тонн сейчас, мы будем говорить, что мы не засеяли траву? Нужно на проблему смотреть с разных сторон", - считает Белозеров.
Цель второго этапа модернизации Восточного полигона - увеличение годовой пропускной и провозной способности БАМа и Транссиба до 180 миллионов тонн в 2024 году.
По итогам 2022 года провозная мощность Восточного полигона выросла до 158 миллионов тонн. В 2023 году РЖД прогнозируют увеличение провозных способностей Восточного полигона до 173 миллионов тонн и планируют перевезти по нему больше 160 миллионов тонн.