МОСКВА, 21 мар – РИА Новости. Развитие археологии и исторической науки сегодня приобретает особенно важное значение для российского общества, так как эта область знания формирует ценности и в конечном счете национальное сознание россиян. Открытия археологов на Тульской земле за последние 30 лет стали предметом книги "Археология Окско-Донского водораздела", опубликованной государственным музеем-заповедником "Куликово поле". О работе ученых рассказал редактор издания, ученый секретарь музея Алексей Воронцов.
– Алексей Михайлович, вы с начала 1990-х годов участвуете в работе Тульской археологической экспедиции. Можно ли сказать, что в археологии исследования последних лет подвергают ревизии сделанные ранее выводы и открывают новые пласты знания?
– По сути, да. До 1990-х годов в Тульской области проводились лишь нерегулярные исследования археологов из Москвы и других регионов. Систематическое изучение региона началось лишь в 1980-е годы и первоначально было связано, в основном, с Куликовым полем. Я пришел в экспедицию осенью 1992 года и помню, что это была для нас эпоха первооткрывательства. С тех пор мы очень много сделали.
Открытия мы делаем каждый год. Вообще, это свойство любой науки. Нельзя на чем-то успокоиться, сказать "теперь мы все об этом знаем", после чего встать в позу бронзовой статуи и до конца жизни вещать одно и то же. Самое удивительное и счастливое для меня в науке – это когда ты что-то придумал и опубликовал, а через какое-то время нашел новые факты, и тебе нужно собирать общую картину заново.
Что в XIX веке, что в начале XXI века археологи делают свои открытия примерно так же: мы выезжаем, делаем разведки, раскопки, обнаруживаем какие-то находки, пишем отчет и устанавливаем научные факты – они всегда остаются неизменными и накапливаются поколениями археологов. Но они могут складываться в совершенно разные картины, и их интерпретация постоянно меняется. Непрофессионалы часто обвиняют историков: "Десять лет назад вы говорили одно, а теперь – другое, вы просто жулики". На самом деле, в постоянном развитии и состоит суть науки.
– Изданная вами книга последовательно рассказывает о появлении славян и о становлении Древнерусского государства на Окско-Донском водоразделе.
– Славянский мир и в ту эпоху был гораздо шире, чем Древнерусское государство, в него входили и Балканы, и восточная Германия. Чем отличается древнерусская культура от славянской? Славянская культура не подразумевает государственности, она была связана с племенными центрами, со свободной крестьянской общиной, которая находилась на стадии самоуправления.
Древнерусское государство – это уже другой уровень, это государство со своей администрацией, государственной религией и законами – "Русской правдой". Например, на территории верхней Оки жили вятичи своей племенной структурой. А на Днепре начался процесс установления администрации (вокняжения) и присоединения территорий, которые жили без государственной надстройки. Началось формирование Древнерусского государства. Это было не столько этническое, сколько социальное объединение, потому что князья и дружины и этнически могли быть очень пестрыми – и славянами, и скандинавами.
Вообще, в эпоху переселения народов в славянские общины очень легко включались все. Славяне "выходят из припятских болот", начинается взрывообразный рост их численности, и вдруг славяне заселяют пол-Европы. Они что, размножились? Нет, они включили в себя огромное количество других родственных, а иногда и иноэтничных племен.
Славянская община строилась на общинном договоре, в котором значение имели не столько кровнородственные, сколько соседские связи. Поэтому славянами за сравнительно небольшое время стали считать себя огромные группы людей. Так что это во многом культурное явление.
– Ваша книга обобщила результаты исследований за 30 лет. Она станет промежуточной вехой на научном пути или важным итогом определенного этапа?
– Исследования, описанные в книге, во многом для нас стали завершением важного этапа, сегодня уже появляются новые факты, и кое о чем мы начинаем думать немного по-другому. По сути, книга должна стать фундаментом для нового научного скачка, по большому счету – одной из ступенек для развития отечественной археологии. Если мы не будем развивать свою, национальную школу археологии, то придет чужая и расскажет свою версию истории.