Туризм

На разуме и инстинктах: невероятные случаи спасения в авиации

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 17 мар — РИА Новости, Светлана Баева. В прокат вышел фильм об аварийной посадке самолета возле аэропорта Жуковский — "На солнце, вдоль рядов кукурузы". В тот день, 15 августа 2019 года, все пассажиры и члены экипажа выжили. Это не единственная ситуация, которая, по счастливой случайности, обошлась без жертв. О невероятных историях спасения в авиации и фильмах на эту тему — в материале РИА Новости.

"Действовал как зверь"

"Во время премьерного показа зал раз 30 аплодировал. И смеялись, и плакали. Когда пошли кадры аварии, у меня были мурашки", — говорит пассажир Игорь Карнаухов, который с женой Жанной оказался на том самом рейсе "Уральских авиалиний".
В августе 2019-го практически сразу после взлета лайнер попал в стаю птиц. Поврежденные двигатели частично потеряли тягу. Полет закончился удивительным приземлением в кукурузное поле. Все пассажиры и члены экипажа остались живы, 74 человека получили травмы.
Карнаухов вплоть до секунд помнит, как самолет взлетал, как раздались громкие хлопки в двигателях. "Я настроился на волну пилота и чувствовал, что происходит. Следователю я по секундам расписал все этапы нашего полета, — рассказывает он. — Пилот действовал как зверь: на разуме и инстинктах".
"Супругу пытался успокоить, но сам понимал: что-то не так", — признается Игорь. Он вспоминает: трясся салон, теряли высоту, и было непонятно — это уже падение или еще управляемое движение. А в иллюминаторах виднелась кукуруза.
Перед столкновением с землей, по словам пассажира, самолет выровнялся. Пилот задрал нос лайнера и "притер" его фюзеляжем к земле. Повезло, что перескочили оросительную канаву, пропустили между бортом и двигателем бетонный колодец.
"В фильме показывают, как проводники ходили по салону, успокаивая пассажиров. На самом деле этого не было, они тоже сидели в креслах, — уточняет Карнаухов. — Но как только ситуация стала понятной, стюардессы открыли двери, надули трапы и скомандовали: "На выход".
Пассажиры, по его словам, не паниковали — даже дети.

"Фильм о переоценке ценностей"

Все запомнили фразу бортпроводника Дмитрия Ивлицкого: "Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы". Она стала названием фильма.
"Эмоциональная составляющая в кино превзошла техническую часть. Фильм снят отлично, но не совсем соответствует действительности, — отмечает пассажир. — Но ведь главное — эмоции".
Кадр трейлера фильма "На солнце, вдоль рядов кукурузы"
"Консультантом картины выступал командир судна Дамир Юсупов, — объясняет Вера Гасникова, пресс-секретарь "Уральских авиалиний". — Фильм основан на счастливых реальных событиях. Это кино о переоценке ценностей, о том, как нужно дорожить тем, что имеешь".
Она добавляет: все члены экипажа по-прежнему работают в компании "Уральские авиалинии".

"Чудо на Гудзоне"

Сертифицированный летчик-инструктор Кит Чианфрани, в прошлом расследовавший авиационные инциденты для сухопутных сил США, в беседе с РИА Новости, говоря о приземлении лайнера в кукурузу, вспомнил "чудо на Гудзоне", которое произошло за десять лет до российского инцидента. "Обоим командирам воздушного судна пришлось спланировать", — рассказывал Чианфрани.
КВС Салли Салленбергер успешно посадил самолет А320 на реку Гудзон в Нью-Йорке, после того как отказали оба двигателя из-за столкновения со стаей гусей. Авиапроисшествие легло в основу знаменитого фильма.
Кадр из фильма "Чудо на Гудзоне"
Лента "Чудо на Гудзоне" — и о невероятной посадке, и о работе Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB). В ней показано, что чувствовали пилоты во время полета и расследования, которое грозило уголовной ответственностью.
Кстати, еще в 1963-м Ту-124 авиакомпании "Аэрофлот" рейса Таллин — Москва после неполадки со стойкой шасси и отказа обоих двигателей приводнился на Неву. Комиссия, расследовавшая инцидент, возложила ответственность на экипаж, но позже обвинения сняли.

Двенадцать лет и 81 жизнь

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев вспоминает другую историю. В 2010-м экипаж Ту-154М авиакомпании "Алроса" во время пассажирского рейса Удачный — Москва совершил экстренную посадку в бывшем аэропорту Ижма — на полосу, давно выведенную из эксплуатации.
"Это пример героизма в первую очередь начальника вертолетной площадки Сергея Сотникова, который поддерживал ВПП в приемлемом состоянии для посадки тяжелого лайнера", — подчеркивает Пантелеев. Сотников по собственной инициативе 12 лет следил за полосой. Эта история показана в новогоднем фильме "Елки 2".
Пилоты позже признались, что увидели аэропорт случайно. Все пассажиры и члены экипажа — 81 человек — остались живы.
Самолет Ту-154М выполняет проход над полосой перед совершением посадки в аэропорту Толмачево в Новосибирске
Вспоминает эксперт и приземление Ту-204 под Омском с полностью выключенными двигателями. Инцидент произошел в 2002-м. Самолет следовал по маршруту Франкфурт-на-Майне — Новосибирск. Аэропорт Толмачево из-за погоды принять судно не смог, а к моменту захода на запасной у лайнера закончилось топливо. Двигатели встали. До полосы было 15 километров, но удалось спасти и более ста пассажиров, и машину.

Финальный рубеж

"В авиации предпринимают самые строгие экстраординарные меры безопасности", — говорит Олег Пантелеев. Все системы многократно дублируются, уточняет эксперт. Если произошел отказ какого-то узла или агрегата, самолет спокойно продолжает полет.
"Но финальным рубежом защиты, когда на системы уже надежды нет, остается экипаж", — отмечает Пантелеев. Если сотрудники четко действуют в критической ситуации и не паникуют, до нас чаще доходит информация о невероятных случаях спасения самолетов, пассажиров и тех, кто на земле.
Сто лет в небе: удивительная история гражданской авиации в России
Обсудить
Рекомендуем