ООН, 27 окт – РИА Новости. Совет безопасности ООН не давал поручений секретариату организации проводить расследование по якобы иранским беспилотникам на Украине на предмет нарушения резолюции 2231 (регламентировавшей создание СВПД), следовательно, у этого органа нет права на проведение такого расследования, заявил на заседании СБ постпред РФ Василий Небензя.
Страны Запада утверждают, что Россия якобы применяет иранские беспилотники на Украине. Ранее Франция, Британия и ФРГ попросили секретариат ООН направить своих экспертов на Украину для расследования того, исполняется ли резолюция 2231 (о создании СВПД), запрещающая Ирану торговлю конкретными видами продукции без предварительного одобрения СБ ООН, в том числе БПЛА. Москва и Тегеран опровергли обвинения.
Как подчеркнула российская сторона секретариат ООН исполняет техническую функцию и не обладает ни мандатом, ни экспертизой для проведения расследований. Запуск такого расследования с подачи группы стран стал бы нарушением статьи 100 устава ООН, считает Москва. Согласно этой статье при исполнении своих обязанностей генеральный секретарь и персонал секретариата не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для организации.
«
"Мы из раза в раз слышим от западных делегаций, что секретариат ООН якобы уполномочен заниматься мониторингом выполнения резолюции 2231. Эти заявления не соответствуют действительности. В пункте "2а" записки председателя Совета Безопасности, озаглавленной "Задачи Совета Безопасности в контексте резолюции 2231", прямо указано, что мониторингом выполнения данного документа уполномочен заниматься сам Совет Безопасности", - сказал Небензя.
По его словам, в подпунктах "c" и "d" черным по белому написано, что именно совет отвечает на запросы государств-членов касательно выполнения резолюции и вырабатывает ответ при получении информации о возможных нарушениях резолюции.
"В пункте 4 упомянутой записки говорится, что для осуществления данных функций, включая те, которые связаны с получением информации от государств-членов, Совет Безопасности должен собираться на неформальные заседания на экспертном уровне. Таким образом, очевидно, что любая информация, поступающая от государств-членов, должна рассматриваться членами Совета Безопасности на данных неформальных заседаниях. В записке нет ни единого упоминания о роли секретариата в этом процессе", - подчеркнул Небензя.
Коме того, по его словам, любые действия, будь то мониторинг выполнения резолюции, либо работа с информацией о ее возможном нарушении, требует отдельного решения Совета Безопасности. "Такого решения применительно к заявлениям о якобы имевших место нарушениях резолюции 2231 Ираном и Россией советом принято не было", - заявил Небензя.
«
"Более того, среди его членов есть по этому поводу принципиальные расхождения", - добавил он.
Постпред обратил внимание на пункт 6 записки, в которой описываются функции секретариата применительно к резолюции 2231. К ним относятся: оказание содействия координатору в проведении неофициальных заседаний Совбеза, обработка всей входящей и исходящей корреспонденции, относящейся к выполнении резолюции, подготовка проектов писем, тезисов и брифингов координатору.
«
"В это перечне нет ни слова о проведении каких-либо расследований", - заявил постпред.
"В подпункте "g" пункта 76 четко указано, что секретариат может выполнять другие задачи только в случае получения соответствующего поручения со стороны Совета Безопасности. Никакого такого поручения, тем более в плане проведения расследования, совет секретариату не давал", - заключил Небензя.