Эксперты: отношения самозанятых с государством нуждаются в регулировании

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 1 июн – РИА Новости. Экономические отношения с участием пяти миллионов самозанятых граждан РФ не имеют четкого определения в правовом пространстве, а права и обязанности участников трактуются на основании документов, которые не относятся к этой форме экономической активности. Такой вывод делают эксперты – авторы комплексного доклада "Регулирование цифровых платформ".
Создатели исследования, уже опубликованного в Интернете, презентовали его на площадке Международного мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня".
Самозанятые интегрируются в бизнес-процессы среднего и крупного бизнеса

Законы столетней давности

"Понятия из современной цифровой эпохи многие чиновники предпочитают трактовать, опираясь на терминологию и понятийно-правовой аппарат, который сформировался сто лет назад", - заявил руководитель авторского коллектива, юрист Кирилл Рашкован.
По его словам, отношения, которые определены в Трудовом кодексе РФ и большинства стран – не особо отражают современную реальность.
«
"Федеральная налоговая служба отчитывается о том, что ей удалось переквалифицировать столько-то гражданско-правовых договоров с самозанятыми в трудовые договоры. Это и побудило нас обратиться к теории и попытаться разобраться, как должны обстоять дела в этой области на самом деле", - рассказал Рашкован.
На сегодняшний день, по словам авторов доклада, самозанятые, которых насчитывается не менее пяти миллионов – самая динамичная часть российской экономики.
"В условиях ковида и санкций самозанятость – еще и способ решения социальных проблем, особенно важный для регионов. Многие до сих пор воспринимают таких людей, как наемных работников. Это не соответствует действительности, логике и правовым принципам", - отметил научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
Эксперт полагает, что следует совсем по-другому воспринимать такое явление, как самозанятость и не отказываться от регулирования, а производить его сообразно реалиям цифровой экономики XXI века.
Госдума обеспечила возможность самозанятым получать госимущество без торгов
"Речь идет о том, чтобы регулирование соответствовало предмету. Чтобы мы не пытались с помощью вожжей вести автомобиль", - подчеркнул Журавлев.
Суть противоречия, по словам экспертов, состоит в том, что самозанятые получили от государства льготный налоговый режим. Они платят от 4% до 6% налогов, а если речь идет о трудовых отношениях, налоги могут достигать 52%.
«
"Не надо путать предмет нашего исследования с фиктивной занятостью. Да, многие "способные" хозяева бензоколонок записали своих работников в самозанятые, чтобы платить меньше налогов. Но в нашем случае речь идет о честных участниках гражданского оборота товаров и услуг", - отметил руководитель авторской группы доклада.
По словам Рашкована, усилия соответствующих ведомств переквалифицировать гражданско-правовые, подрядные договоры в трудовые отношения с целью повышения собираемости налогов представляют собой дорогу в никуда и подмену понятий.
"В результате государство получит не 6 миллионов самозанятых, которые платят 6% налогов, а 6 миллионов безработных", - подчеркнул Рашкован.

Платформы с неопределенным статусом

Существенной частью инфраструктуры экономики XXI века, по словам экспертов, являются цифровые платформы, с работой которых мы сталкиваемся ежедневно, вызывая такси или заказывая курьерские услуги. Статус платформ не определен не только в законах России, но и в правовой базе других стран.
Эксперт: включение самозанятых в бизнес имеет колоссальные перспективы
"Сама по себе платформа не является ни потребителем, ни покупателем. Она - организатор торгового оборота. Ее задача состоит в том, чтобы пользователи могли взаимодействовать друг с другом максимально эффективно", - отметил Рашкован.
По словам экспертов, платформы не могут нести ответственность за качество услуг, предоставляемых исполнителями.
"Точно так же как электронные площадки, на которых организовываются торги в рамках государственного заказа, со всей очевидностью не отвечают за качество товаров и услуг, и не являются частью цепочки поставок", - подчеркнул руководитель авторского коллектива.
Отношение к платформам, как к организаторам торгового оборота, не предполагает их вывод из государственного контроля, уверены эксперты.
«
"Цифровые платформы могли бы взять на себя арбитражную функцию, как это происходит на рынках, биржах и электронных площадках", - отметил Рашкован.
Обсудить
Рекомендуем