МОСКВА, 1 июн — РИА Новости, Наталья Дембинская. Европейцы ломают голову: и покупать российскую нефть не хотят — ввели частичное эмбарго, и боятся, как бы Москва не заработала еще больше на продаже в другие страны. Но это уже происходит: пока в ЕС разбирались с новыми санкциями, Азия резко нарастила закупки. На фоне ограничений углеводороды обходятся там дешевле, чем обычно. Тем не менее сейчас котировки настолько высокие, что прибыль от экспорта — рекордная. Европу ждет острый дефицит сырья, рост цен, а азиатские клиенты выстроились в очередь за ресурсами.
Берут себе
В апреле Азия впервые обогнала Европу по закупкам нефти из России, став крупнейшим импортером. Впереди всех — Индия и Китай.
В мае Нью-Дели приобрел 24 миллиона баррелей (в апреле — 7,2), сообщает аналитический сервис Refinitiv Energy. Всего в страну с 24 февраля по 30 мая закачали 34 миллиона.
По данным платформы сырьевой аналитики Kpler, к 26 мая на танкерах в Индию и Китай доставили около 57 миллионов баррелей Urals и 7,3 миллиона дальневосточной ESPO. В конце февраля было 19 и 5,7 соответственно.
Азия впервые обогнала Европу по объему закупок российской нефти Обходные маневры
Суммы контрактов не афишируются, но, как отмечает Financial Times, китайским независимым нефтеперерабатывающим заводам дали неплохую скидку.
Представитель НПЗ в Шаньдуне сказал: информацию не раскрывают, "чтобы не привлекать внимания и не попасть под санкции США". Как уточнил источник FT, НПЗ берут на себя часть квот у государственных компаний, которые формально новые соглашения не подписывают.
«
"Так Пекин, получая дешевые энергоресурсы, остается в тени, пока Запад бомбардирует Москву санкциями", — констатирует издание. Похоже, "жадный Китай купит все нераспроданные баррели".
ФРГ продолжит работу по отказу от российской нефти независимо от санкций Пополняют запасы
Собственно, этого никто и не отрицает. Как утверждает Bloomberg, в мае КНР нацелилась почти на всю нефть, поставляемую по трубопроводу "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО).
Разумеется, приходится усложнять логистику, так как судовладельцы и страховщики в Китае опасаются иметь дело с сырьем из России. Подключили небольшие суда с последующей перегрузкой.
«
Если ранее топливо на танкерах везли напрямую, теперь перевалочным пунктом становятся азиатские порты. Например, суда из российского Козьмино приходят в южнокорейский Йосу. Там топливо перекачивают на другие, следующие в Китай.
По данным судоходной компании Vortexa, в апреле 27 из 32 танкеров с нефтью ВСТО отправились в КНР. Для сравнения: в марте было 24 из 31, а в феврале — 20 из 26. По оценкам Braemar ACM Shipbroking, в апреле нефтяные потоки в этом направлении на 20 процентов превысили обычный показатель.
В мае из Козьмино ушли 33 танкера, и, как считают в Vortexa, все сырье попадет в Китай. Таким образом, импорт будет рекордным как минимум с 2016-го.
Сами себя обхитрили
Такое впечатление, что Пекин решил заранее "освободить" европейских конкурентов от санкционных энергоресурсов. Наблюдатели отмечают: пугая Москву эмбарго, ЕС переиграл сам себя. Угрозы запрета на импорт углеводородов ударят не по России, а по самой Европе, где уже разразился топливный кризис.
Впрочем, европейцы признали: полноценного эмбарго позволить себе они не могут. Воспротивились венгры, потребовав от Брюсселя компенсацию в 15 миллиардов евро. У чехов и словаков тоже нет выхода к морю, они полностью зависят от поставок по нефтепроводу "Дружба".
В итоге утвердили компромиссный вариант. Эмбарго распространяется на топливо, транспортируемое по морю, но не на "Дружбу". Импорт урежут примерно на 75 процентов.
«
"Всегда нужен правильный баланс, чтобы не навредить нашей экономике слишком сильно. <…> Если мы с сегодняшнего дня полностью откажемся от российской нефти, то он (президент Путин. — Прим. ред.), вероятно, продаст ее на мировом рынке, где цены вырастут, и заработает больше", — объяснила Урсула фон дер Ляйен. Но соблюсти баланс вряд ли удастся, так как Европа не сможет запретить третьим странам торговать с Россией, признал глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель.
Цена нефти марки Brent поднялась выше 124 долларов за баррель Встанут в очередь
А цены и так на максимумах: Brent превысила 120 долларов за баррель.
"Любые дальнейшие запреты усложнят ситуацию на рынке сырой нефти, который и без того перегружен из-за растущего спроса на бензин, дизельное топливо и авиакеросин в преддверии пикового сезона в США и Европе", — предупреждали аналитики DailyFX.
"Китай и Индия теперь встанут в очередь за российским сырьем. К ним присоединятся Таиланд и Бангладеш, возможно, Япония. Urals продается по 89-92 доллара за баррель. Это вполне неплохо в нынешних условиях. Дисконт всего 20 процентов — и станут закупаться впрок", — отмечает независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов.
Смягчить нефтяные санкции Европу призывали даже американцы: у них цены на бензин зашкаливают. Но, настояв на своем, ЕС загнал себя в трудное положение.
«
"Евросоюз серьезно влетел. Они могли бы перекупать российскую нефть в Западной Африке, но сейчас нет свободных танкеров, а их аренда дорожает. Непонятно, как быть. Более того, танкерный флот в основном принадлежит китайцам. Значит, придется даже увеличить поставки нефтепродуктов из России, ведь Европе нужно перестроить НПЗ под другие сорта, а это займет несколько лет. Вариант — перегонять цистерны по железной дороге, но тут огромные расходы, вдобавок разная ширина колеи", — рассуждает Хазанов.
Москве же все это только на руку: на фоне ограничений и высоких котировок доходы от экспорта энергоресурсов выросли в полтора раза. Нефть и газ в апреле принесли рекордные 1,8 триллиона рублей (в марте — 1,2). Как подсчитали аналитики OilPrice, за январь — апрель российский федеральный бюджет получил уже половину от запланированного дохода в 2022-м (9,5 триллиона рублей). Теперь, после шестого пакета санкций, дефицит на рынке лишь усилится, а сырье продолжит дорожать: не исключают и 200 долларов за баррель.