Украинские националисты грабят территории Донецкой области перед отступлением, но в ряде освобожденных районов ДНР уже начала оказывать помощь населению, рассказал РИА Новости советник председателя правительства Донецкой народной республики Ян Гагин. По его словам, сроки выборов в освобожденных районах Донбасса называть преждевременно, так как там идут бои – сначала в них будут созданы военные администрации и комендатуры.
– Ян Дмитриевич, когда будут назначены главы администраций на освобожденных территориях Донецкой области?
– В настоящий момент еще идут активные боевые действия, операция по освобождению временно оккупированной Украиной территории Донецкой народной республики, и пока, конечно, речь о назначении глав администраций населенных пунктов не идет. Там сначала будут организованы военная администрация и комендатуры, и после этого уже будут назначены руководители администраций и, соответственно, выборные, будут проведены выборы.
– А в какие сроки будут проведены выборы, кто будет это контролировать?
– Сложно сказать… Этот вопрос будет актуален после полного освобождения всей территории республики.
– А можно ли получить российские паспорта жителям освобожденных населенных пунктов?
– Разумеется. И паспорта Донецкой народной республики, и российские паспорта будут доступны точно так же, как они доступны всем гражданам Донецкой народной республики с самого начала их выдачи.
– Какие возможности будут у граждан по восстановлению разрушенного хозяйства, и можете ли вы как-то оценить сумму ущерба?
– Здесь важно упомянуть, что в данный момент на территориях, временно оккупированных Украиной, царит полный хаос. Это мародерство, там орудуют банды уголовников, банды дезертиров, при том что сами представители "Правого сектора" (экстремистская организация, запрещена в РФ – ред.), националистов и вооруженных сил Украины занимаются неприкрытыми грабежами по всей территории, тем самым создавая дефицит и продуктов питания, и товаров первой необходимости, и, соответственно, медикаментов. То есть они просто берут все, что им надо, в том числе и автотранспорт у гражданских. Что касается восстановления, сейчас перед правительством Донецкой народной республики стоит сложная задача. В данный момент надо проводить аудит потребностей, аудит самого ущерба, аудит потребностей населения, вообще в чем-то на той территории, но опять же эта работа осложнена тем, что там пока ведутся активные боевые действия. Но аудит уже ведется, и в некоторых местах помощь населению уже оказывается.
– Проводится ли какая-нибудь работа по поиску военных преступников, и если проводится, может быть, кто-то оказался в руках правосудия?
– В руках правосудия пока никто не оказался. В данный момент действительно специальным службам ДНР известны имена, так скажем, явки и диверсантов, и представителей националистов. Работа ведется, комментировать я ее не стану, потому что, пока она ведется, это информация закрытого характера. Вы, скорее всего, узнаете о результатах этой работы со временем.
– Сколько захвачено вооружения у украинских войск, в том числе иностранного?
– Противник, отступая, оставляет очень много оружия. Они просто бегут, в отдельных местах просто обращаются в бегство, бросая и личные вещи, какой-то скарб, в том числе оружие, которое было поставлено их заокеанскими партнерами и европейскими партнерами. Это и противотанковые ракеты, это и стрелковое оружие, и обмундирование, и элементы экипировки – это все есть, и при случае вы это сможете потом увидеть в корпусе.
– Сколько украинских военнослужащих добровольно сдали оружие?
– Сейчас обобщить эту информацию достаточно сложно. Она меняется с каждым днем достаточно динамично, потому что складывают оружие ежедневно. Либо это единичные выходы с таким предложением от самих националистов или от представителей ВСУ, либо они складывают оружие целыми подразделениями. Такая практика тоже есть. Обобщить полностью, называть цифру я сейчас просто не смогу, потому что эта информация меняется регулярно.
– Но случаи регулярные?
– Случаи сложения оружия регулярны.
– Российская Федерация обещала, что эти люди смогут вернуться к своим семьям. Можете ли прокомментировать, как и когда будет осуществляться их отправка и вообще воссоединение с семьями?
– На этот вопрос опять же возможно будет полноценно ответить только после того, когда будет полностью закончена операция по освобождению территорий республик. В любом случае с каждым сложившим оружие гражданином Украины, представителем вооруженных сил или "Правого сектора", должно быть проведено расследование. Не является ли этот человек военным преступником, нужен какой-то фильтр. Я уверен, что эта работа будет вестись, и достаточно профессионально.
– Тех, кто складывает оружие, могут преследовать украинские власти или националисты?
– Предположительно, да. Ввиду того, что на Украине до сих пор действует националистический режим, нацистский режим, его инструментарий нам достаточно известен – это шантаж, насилие, обман. Как в лучших традициях националистов по всему миру и в лучших традициях их учителей из Соединенных Штатов и Великобритании. Не исключено, что их семьи могут подвергаться давлению, но я думаю, что по окончании операции по демилитаризации и денацификации Украины этот вопрос будет решен сам собой.
– А среди этих людей есть те, кто не хочет возвращаться?
– Есть те, кто желает остаться жить здесь в ДНР и даже служить в военном корпусе. Такие тоже есть.
– Как правило, это обычные люди?
– Чаще всего это военнослужащие, потому что, скорее всего, они боятся преследования.