МОСКВА, 6 дек — РИА Новости. Военные Украины, решив в свое время использовать антироссийскую символику, в том числе заимствованную из эмблем войск гитлеровской Германии, невольно продемонстрировала отсутствие у страны реальных традиций и побед, заявил РИА Новости доцент кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ Александр Бубнов.
В понедельник государство отмечает 30-летие создания армии. 6 декабря 1991 года Верховная рада приняла законы о Вооруженных силах и об обороне.
"Попытка конструирования новой украинской идентичности на основе "анти-России" очень четко просматривается в такой, может быть, не столь заметной, но очень важной сфере, как военная символика. Потому что военная символика отражает традиции армии как важнейшего элемента государства", — сказал Бубнов.
По его словам, Украина в своей армейской символике полностью отбрасывает опыт советского периода. "Но что остается? А остаются, естественно, те периоды истории, где Украина противостоит России. Но периодов несколько, и все они были бесславными для Киева", — отметил эксперт.
Никаких актуальных военных традиций страны не просматривается ни с XVII века, со времен Богдана Хмельницкого, ни даже со времен сечевых стрельцов, на базе которых австро-венгерские власти после начала Первой мировой войны сформировали военный легион УСС, указал он "Там все коротко и бесславно", — добавил Бубнов.
Далее по шкале времени лежит Украинская повстанческая армия*, продолжил историк. "Но УПА* — это партизаны, которые уже проиграли и готовятся попрятаться по лесам. Поэтому и их "боевой" опыт в чистом виде не годится", — пояснил он.
"Вервольф" и "Азов"
По словам Бубнова, реальный опыт регулярной армии имели украинские национальные формирования в составе войск Третьего рейха.
"И неслучайно дизайн новой полевой кепи Вооруженных сил Украины, которая должна была символизировать "мазепинку" — головной убор сечевых стрельцов, на самом деле является почти полной копией "гансовки" в стиле гитлеровской армии", — заметил собеседник агентства.
Киев не старается передавать нацистские символы точь-в-точь, поскольку "все же табу на нее в приличном европейском обществе есть", но сходство "бросается в глаза", сказал он. По его словам, там заимствуют "общие концепции знаков и эмблем Третьего рейха".
Так, украинский знак на берете для горной пехоты представляет собой изображение эдельвейса с перекрещенными топорами, отмечает эксперт. Брошь в виде этого цветка была обязательным атрибутом кепи егерей 1-й горно-пехотной дивизии вермахта, а после Второй мировой войны такие знаки используют горно-стрелковые подразделения ФРГ и Австрии.
Он также напомнил, что эмблемы медицинской службы и ветеринарии, утвержденные приказом Минобороны Украины в 2020 году, — калька с символики вермахта. Кроме того, наличие отдельных нацистских элементов есть и на предметах Национальной гвардии Украины, авиации, ракетных войск и артиллерии.
По словам Бубнова, это "вплетение" символов Третьего рейха можно объяснить тем, что украинские радикальные националисты, многие из которых — поклонники не только УПА*, но и Гитлера, составляли наиболее идейную ударную часть Евромайдана и войны в Донбассе, и они же являются идеологически мотивированным ядром армии Украины.
"Вот это такое заигрывание с ними, чтобы им было бы приятно в армейской символике видеть отсыл к своему любимому историческому периоду", — добавил историк.
Но и прямое копирование нацистских знаков имеется: речь идет о символах украинского добровольческого полка (ранее батальона) патрульной службы полиции особого назначения в составе Национальной гвардии Украины "Азов", отметил Бубнов.
По его словам, введенная в 2016 году эмблема сил специальных операций украинской армии "волк-оборотень" позиционируется разработчиками, как якобы олицетворение преемственности традиций от воинов князя Святослава и казаков-характерников до современных ВСУ.
"И тут ни о каких традициях речи быть не может. Но напрашивается аналогия с немецким "Вервольфом" (нем. Werwolf — "волк-оборотень". — Прим. ред.) — ополчением для ведения партизанской войны в тылу наступающих войск противника, созданным нацистами в конце Второй мировой войны", — добавил Бубнов.
В настоящее время эмблему "Вервольфа" — "волчий крюк" — как раз и использует "Азов", пояснил историк.
Выдумки на смех экспертам
Еще одним источником "вдохновения" для авторов символики ВСУ стали эмблемы стран НАТО.
"Это, с одной стороны, объясняется прагматизмом: Киев взял курс на интеграцию в НАТО, но есть и интересные символические моменты. На Украине берут символику армий стран НАТО, но работают с ней своеобразно", — отметил Бубнов.
Он привел в пример эмблему морской пехоты.
"В Италии — скрещенные ружья и якорь, все очевидно. Украинский вариант — на первый взгляд то же самое. Но разница в ружьях. У итальянцев это современные ружья, у украинцев — мушкеты XVI века. Это искусственная архаизация в попытке показать, каким якобы древним было украинское государство", — пояснил собеседник агентства.
По словам Бубнова, речь о попытке следовать общеевропейской традиции вкупе с отсылом к древним временам. "Но это слишком запоздалая технология романтизма. Европейские государства активно применяли ее у себя в XVIII-XIX веках на гребне волны своего национализма в попытке "удревнить" собственную историю, но сейчас у них в военной символике этого нет. А Украина с этим заигрывает", — сказал историк.
В качестве еще одного примера Бубнов привел то, что на эмблемах бронетанковых войск Украины и 101-й бригады охраны Генерального штаба ВСУ имеются рыцарские перчатки и алебарды, характерные для Западной Европы и не имеющие ничего общего с якобы украинской военной традицией.
"От живых традиций вооруженных сил не отказываются, но раз их нет, то единственный путь — заимствование и "изобретение", выдумывание традиций, чем на Украине и занимаются", — добавил Бубнов.
У ведущих армий мира военная символика, сохраняя традиции, модернизируется вместе с вооруженными силами, подчеркнул собеседник агентства. "А Украина идет в обратную сторону. На мой взгляд, это ключевая проблема их попытки национального строительства, основы которого Украина изобретает. Сейчас, когда под рукой есть интернет и все можно проверить за секунды, изобретать традиции — это, конечно, очень смелый в своей странности эксперимент", — сказал историк.
По словам Бубнова, ничего кроме скепсиса и иронии у профессиональных специалистов это не вызывает.
"Как говорится, как вы корабль назовете, так он и поплывет. Вот эта символика с ее беспомощными заимствованиями, архаизацией и опытом Третьего рейха не сулит украинской армии ничего хорошего", — добавил он.
*Экстремистская организация, запрещенная в России.