МОСКВА, 20 окт — РИА Новости, Ольга Распопова. В Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина привезли коллекцию Джанни Маттиоли — это редкая возможность увидеть работы итальянских футуристов, в России их практически нет. А ведь именно они первыми решили безжалостно отрицать классическое наследие, что позже эхом донеслось до нас, превратившись в знаменитое "сбросить с парохода современности". О том, как итальянцы встретились с французами в Москве, — в материале РИА Новости.
Заклятые друзья
Случай почти анекдотический. Флорентийский критик и художник Арденго Соффичи в 1911 году написал разгромную статью про выставку футуристов в Милане. Взбешенный Умберто Боччони, один из участников, поехал разбираться, прихватив с собой друзей. Обидчика обнаружили в модном кафе, враги сцепились, и в итоге все оказались в полицейском участке.
Однако за решеткой идейные соперники нашли время спокойно поговорить и помирились. Не навсегда, конечно, — итальянцы, как известно, народ темпераментный — но хотя бы на несколько лет.
Как напоминание о той драке картины Арденго Соффичи и его соратников теперь висят прямо напротив команды Умберто Боччони. Заклятые друзья встретились лицом к лицу — но уже в России.
Посетители возле картины художника Луиджи Руссоло "Плотность тумана" (1912) на выставке "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"
Кстати, та экспозиция в Милане называлась L'arte libera, или "Свободное искусство", — и под таким же девизом проходит новая выставка в ГМИИ, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
В залах нашлось место для 26 произведений итальянских авангардистов из коллекции Джанни Маттиоли. Он тоже личность интересная. "Я бы сравнила его с нашими знаменитыми коллекционерами Щукиным и Морозовым. Он обладал тем же чутьем, умением предугадывать значимость новых художественных судеб", — говорит директор музея Марина Лошак.
Посол Италии в России Джорджио Стараче и директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак (слева) на предварительном показе работы Амедео Модильяни "Портрет художника Ф. Хэвиленда" из коллекции Джанни Маттиоли в особняке Берга в Денежном переулке в Москве
А еще он был self-made man: в пятнадцать лет бросил школу, работал посыльным на фабрике, потом стал крупным торговцем хлопком. Разбогатев, увлекся искусством и устроил музей для всех желающих у себя в миланской квартире.
Основную часть коллекции Маттиоли сформировал с 1943-го по 1953-й, причем интересны ему были полотна, созданные в 1910-1921 годах. На малое не разменивался, так что действительно собрал лучшее из того периода.
«
"Это экспозиция "икон" — здесь нет ни одной средней работы, только эталонные вещи", — считает Лошак.
"Всего 26 произведений, но они знакомят со всеми новаторскими тенденциями в искусстве Италии во второй половине ХХ века", — указывает куратор Елена Степкина.
Посетительница возле картины художника Оттоне Розаи "Декомпозиция дороги" (1914) на выставке "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли" в ГМИИ
В 1972-м коллекцию Маттиоли, которая считается одной из самых значимых частных в мире, признали национальным достоянием Италии.
И до Москвы доехали
Собрание Джанни Маттиоли сейчас — часть пинакотеки Брера в Милане. Но полотна поездили по миру: побывали в Национальном музее современного искусства в Киото, в Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции. В благодарность за организованную в Милане выставку "Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве", где показаны вещи из Русского музея, картины привезли в Санкт-Петербург. А потом итальянцы решили — почему бы не устроить гастроли и в Москве? Так футуристы попали в столицу.
«
"Я называю наши страны "культурными сверхдержавами", и таких проектов должно быть больше", — заявил посол Италии Джорджо Стараче.
Коллекция вроде та же самая — два с половиной десятка картин. Да и принцип похож — "создать диалог с постоянной экспозицией". Однако выставки в Москве и Петербурге получились совершенно разные. В Северной столице полотна итальянцев разместили в отдельном зале, которому предшествовала галерея с 50 работами российских художников: Натальи Гончаровой, Давида Бурлюка, Казимира Малевича, Аристарха Лентулова, Любови Поповой.
Если в Русском музее сначала "высказывалась" одна группа, а потом другая, то в ГМИИ попытались создать видимость настоящего диалога (точнее, спора) с французской школой.
Например, "Голубая танцовщица" Джино Северини висит прямо напротив знаменитых балерин кисти Дега. Пейзаж Джорджо Моранди соседствует с сезанновским — так итальянец "встретился" с кумиром, манере которого подражал после того, как увидел выставку мэтра в римском Сецессионе.
Но где-то сходство неочевидно, и надо очень хорошо знать историю искусства, чтобы понять логику размещения картин. Так, в матиссовском зале обосновался "Портрет Жильбера Клавеля" Фортунато Деперо. Куратор Елена Степкина объясняет: художник сотрудничал с Дягилевым — ему поручили макеты декораций и эскизы костюмов для балета "Песнь соловья". Но в итоге заказ достался Анри Maтиссу.
Посетитель возле картины художника Умберто Боччони "Материя" (1912) на выставке "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли" в ГМИИ
Физики и лирики
Одиннадцать работ, для которых в постоянной коллекции параллелей не нашлось, повесили в отдельный зал с желтыми стенами. Тут-то как раз снова и столкнулись флорентийская и миланская группировки футуристов. И почти сразу видно, почему они так ссорились: первые ближе кубизму, статике Пикассо и Брака. У миланцев же больше динамики.
Посетитель возле картины художника Карло Карра "Любовница инженера" (1921) на выставке "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли"
"Джакомо Балла, который занимался фотографией, говорил: когда лошадь бежит, у нее двадцать ног, а не четыре", — рассказывает Степкина. А на картине "Динамизм велосипедиста" Боччони сперва даже не замечаешь спортсмена — из-за вибрации движения, которое так любили футуристы, выступавшие против любого застоя.
«
"По образованию я физик и раньше думал, что искусство не очень мне интересно. Но потом понял, что в работах футуристов нашел отражение научный подход", — признается внук Маттиоли — Джакомо Росси, приехавший на открытие.
Владелец коллекции, внук Джанни Маттиоли Джакомо Росси на выставке "Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли" в ГМИИ
Томазо Маринетти в манифесте 1909 года, который футуристы приняли как руководство к действию, писал: "Мы восхищаемся новой красотой — красотой скорости, <…> хотим воспеть человека у руля машины..."
Кстати, Маринетти, который побывал в России в 1914-м, с восхищением говорил: "Это страна футуризма, где нет ужасного гнета прошлого, под которым задыхается Европа". Правда, русские футуристы, тоже готовые надавать "пощечин общественному вкусу" и сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского и прочих с "парохода современности", лекции Маринетти в Москве и Петербурге в основном бойкотировали. Считали, что сами лучше знают.
Куратор выставки Елена Степкина возле картины художника Амедео Модильяни "Портрет художника Фрэнка Хэвиленда" (1914)
Ближе к концу экспозиции особняком висит "Портрет художника Фрэнка Хэвиленда" Амедео Модильяни. Он и тут, как при жизни, словно соблюдает нейтралитет.
Жаль, что в максимализме и стремлении избавиться от прошлого итальянские футуристы зашли слишком далеко — до поддержки фашизма, что им потом не простили. Но это — уже часть истории. А на картинах видишь лишь лучшее: непрерывный поиск, эксперименты, динамику, которые и сейчас, спустя сто лет, заряжают пульсирующей энергией.
"Свободное искусство. Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли". До 16 января.