МАДРИД, 26 сен - РИА Новости, Елена Шестернина. Эвакуация на испанском острове Пальма (Канарские острова), где уже неделю продолжается извержение вулкана, проводится хаотично, в какой-то момент людям не давали возможности помочь своим семьям, запретив проезд к месту проживания, рассказала корреспонденту РИА Новости россиянка Анжелика Медвед, живущая на острове.
На настоящий момент из-за извержения вулкана были эвакуированы более шести тысяч человек, дома которых оказались в непосредственной близости от медленно спускающейся к морю лавы. Последняя эвакуация, около 160 человек из трех населенных пунктов - Тaхуйи, Таканде-де-Абахо и не эвакуированной ранее части Таканде-де-Арриба, была проведена в пятницу вечером.
«
"Сначала объявили, что надо закрыться в домах, потому что взрывы - и летят камни. Проезд в эти районы закрыли и не пускали машины. Люди хотели приехать, забрать жен, детей, животных, но всех разворачивали, потом через десять минут объявили эвакуацию. Что это за организация? Хаос", - возмущается Анжелика.
При этом она признает, что власти "хорошо проводят эвакуацию в том смысле, что никто не погиб: людей вывозят по радиусу 2 км, не тянут, пока лава подойдет вплотную". Однако она критикует работу вулканологов, которые прогнозировали, что вулкан взорвется в другом месте, они также ошиблись в количестве скопленной магмы, которой оказалось на порядок больше.
"Ошиблись во всем. Кроме того, власти не были готовы к расселению людей. На нашей стороне острова живут, наверное, 20 тысяч. Но это чисто по-испански: говорят, что готовы, потом все в последний момент", - говорит Анжелика.
Дом Анжелики, которая вместе с мужем-словенцем живет на Пальме последние пять лет, в Лас-Манчас находится на пути лавы. "Мы не знаем, сохранился ли наш дом. Муж туда ездил пять дней назад, несколько дней назад там были друзья - дом стоял. Но он расположен как раз там, куда ползет один из рукавов лавы. Это будет чудо, если он устоит. А может его уже нет", - говорит она.
Дом супруги сдавали немцам, а сами жили в безопасном на настоящий момент районе, хотя и расположенном недалеко от вулкана, Лос-Баррос. Но несколько дней назад немцы, которым они сдавали дом в Лас-Манчас, а также их друзья из этого района "появились перед воротами" - всего восемь человек "с собаками, кроликами, курами". "Их за четыре минуты эвакуировали, они, естественно, остались без всего. По-испански они не говорят, все немцы, не знали, куда ехать, прибежали к нам, все заплаканные и потерянные", - рассказывает Анжелика.
"Там люди выбегали в сланцах, за четыре минуты эвакуировались, с детьми, даже без документов, вообще без всего. Они были в ужасе. Наши друзья-немцы более организованные: у них сумки были готовы (власти предупреждали о возможной эвакуации заранее – ред.), но все равно - сумку схватил и побежал. Потом они смогли вернуться и забрать кур и кроликов. Но ни вещей, ни мебели, ничего нет", - говорит она.
Немцы, которые снимали ее дом и жили там постоянно, в этот момент были на другом канарском острове, на Гомере. Они попытались проехать и забрать животных, но Гражданская гвардия их не пускала. "Они на испанском не говорят, с ними был мой муж, он сказал: "Пусть тогда животные сгорают". Только тогда их пустили в зону, но только забрать животных, даже не дали войти в дом", - рассказывает Анжелика.
Сама она вместе с мужем четыре дня назад перебралась на север острова. Муж пережил весной инфаркт, сейчас у него вновь начались проблемы с сердцем, у Анжелики - с дыханием: пепел и пыль от вулкана разлетаются на много километров. Найти жилье на Пальме сейчас крайне сложно, "приткнуться негде, если нет родственников или очень хороших друзей", но Анжелике, по ее выражению, "повезло": она смогла снять дом в самом отдаленном от извержения районе, "где ничего не видно и не слышно, есть чем дышать".
Дом в Лас-Манчас до катастрофы можно было продать за 370 тысяч евро. Сейчас Анжелика выясняет "насчет страховки". "Дом застрахован, но полную стоимость не выплачивают. От природных катастроф и войн дома не страхуют, однако государство заставляет страховые компании выплатить определенную сумму, сколько - неизвестно. Но главное, что никто не вернет участка. У нас было 1200 квадратных метров земли. Когда лава высотой 12 метров идет бульдозером, она все сметает на своем пути, все выравнивает. Там вообще нет больше ландшафта", - говорит Анжелика.
В течение почти десяти дней перед началом извержения Пальму трясло от землетрясений. "Один мой знакомый здесь пережил извержения и 1949 года, и 1971 года. Другой – 1971-го. Они мне сразу сказали, когда начались землетрясения, то это из-за вулкана. У меня была паника – что делать. Мне сказали: если землетрясение, бежать из дома. Я подготовилась, упаковала все, знала, куда бежать. На испанские власти я не полагаюсь, помоги себе сам", - говорит Анжелика. "Все это долго, и психологически тяжело. Постоянные взрывы, все грохочет", - признается она.