Алексей Скатин: шутки про скорость доставки "Почты" скоро выйдут из моды

Читать на сайте Ria.ru
Люди за время пандемии привыкли делать покупки в интернете, а значит рост онлайн-торговли будет продолжаться и дальше. Какие нововведения в связи с этим готовит "Почта России", какую роль она хочет сыграть на рынке дистанционной торговли лекарствами и российского вина, что такое гиперлокальная доставка, и почему критика полезна, в интервью РИА Новости на ВЭФ-2021 рассказал замглавы "Почты России" по электронной коммерции Алексей Скатин. Беседовала Евгения Власова.
– Вы заключили несколько интересных соглашений на Восточном экономическом форуме, расскажите о них.
– Мы подписали ряд важных инфраструктурных соглашений. Например, планируем к 2023 году запустить беспилотники на 19 маршрутах на Камчатке. А еще направим 70 миллионов рублей на ремонт почтовых отделений на Камчатке.
"Почта России" заявила, что начнет доставлять посылки на беспилотниках
Очень важное соглашение, с точки зрения нашей будущей логистики, подписали с Минтрансом. Почта будет участвовать в эксперименте по запуску беспилотных грузовиков на трассе М-11 (Москва-Санкт-Петербург – ред.). Также договорились с РЖД о развитии контейнерных перевозок. На наш взгляд, это направление очень перспективное, и мы будем его развивать.
Также мы будем участвовать в очень трогательном проекте по сохранению популяции амурских тигров. В следующем году запустим в продажу лимитированную коллекцию почтовой упаковки с логотипом Центра "Амурский тигр" и полосками, имитирующими окрас животных. На коробках будет QR-код, по которому можно будет перейти на сайт и прочитать подробнее о популяции этих животных.
– Главное, чтобы эти коробки были доставлены вовремя. В свое время было объявлено, что "Почта России" сократит срок доставки онлайн-заказов и писем в крупные города до суток. Удалось это сделать? И есть ли потенциал для еще большего ускорения?
– Если посмотреть на средние показатели по доставке, то по ряду городов мы работаем лучше рынка. И даже если почитать отзывы в интернете, которые бывают разные, среди них часто можно встретить и положительные. На самом деле, косвенным показателем качества является то, что те, кто сейчас шутит про почту, постепенно сами становятся объектом иронии.
Путин пообещал скорое обновление почтовых отделений на Дальнем Востоке
Многие люди получают позитивный опыт работы с "Почтой" и думают: "И чего он пошутил?". Этот перелом в сознании, момент, когда шутить про "Почту" станет не модно, уже близок. Вместе с тем, наиболее пристальное внимание мы уделяем именно критическим замечаниям на наш сервис во всех каналах коммуникаций, таких как колл-центр, социальные сети, мессенджеры, бизнес-завтраки и другие.
– Пандемия этому способствовала? Известно, что коронавирус подстегнул электронную торговлю.
– По результатам прошлого года весь e-comm (рынок электронной торговли – ред.) вырос: продажи непродовольственных товаров – почти на 40%, продовольственных товаров – в разы. Что касается "Почты России", в первую очередь, мы увидели прирост во всех каналах доставки.
Почтовая сеть не закрывалась, в отличие от традиционного ритейла. Мы делали только короткую паузу в работе сети, на несколько дней, чтобы привести почтовые отделения к установленным требованиям. В итоге мы увидели переток трафика покупок в онлайн и как следствие более активное использование логистической сети "Почты" в доставке товаров.
В некоторые периоды летом прошлого года мы показали темпы роста на 20-30%. Курьерская доставка выросла у нас год к году на 80%. В первую очередь, это сервисы, которые касаются доставки из онлайн-магазинов, классической курьерской доставки. Но мы также запустили по всей стране доставку из отделений, здесь тоже показатели подросли на 40-50%.
Мы увидели очень серьезный рост на российском рынке, но одновременно с этим – снижение трансграничной доставки из-за логистических и производственных ограничений в странах– экспортерах.
"Почта России" и "Аэрофлот" договорились о расширении сотрудничества
В этот же период мы стали активно развивать доставку совместно с маркетплейсами. Раньше у нас были эпизодические сотрудничества, но за время пандемии мы стали партнерами для всех крупных маркетплейсов в России.
– В прошлом году гендиректор "Почты России" Максим Акимов предсказывал, что объем рынка электронной торговли за ближайшие четыре года вырастет в России более чем втрое. Какой динамики ждете в 2021 году?
– Рынок продолжает показывать позитивную динамику, но мы ожидаем, что разные сегменты будут расти по-разному. Еще нужно дополнительно оценить, каков будет уровень возврата покупателей в традиционную офлайн розницу и темпы их расходов, например, на путешествия в связи с постепенным открытием границ.
Если рассматривать рынок без продовольственного сегмента – без доставки продуктов питания, заказов из ресторанов и так далее – мы ожидаем, что он подрастет в 2021 году процентов на 20-30. Это меньше, чем прирост в 2020 году, но все равно прилично.
Если говорить про рынок с продовольственным сегментом, прирост будет около 40%, то есть категория "food" растет быстрее. Если вспоминать слова Максима Акимова, то, в принципе, прогнозы по утроению рынка за четыре года подтверждаются.
– Какую долю на рынке электронной торговли в России вы сейчас занимаете и какую планируете занять?
– Здесь нужно быть аккуратным, потому что мы не являемся ритейлером. С точки зрения e-comm, мы занимаемся доставкой, и наш рынок – это рынок логистики. Если сравнивать нас с компаниями рынка логистики, которые развивают доставку для других онлайн-магазинов, наша доля среди них более 40%.
ВЭБ и "Почта России" договорились о модернизации главпочтамтов
Если прибавить к этому заказы, которые доставляются собственными логистическими службами интернет-магазинов, то здесь наша доля чуть-чуть не дотягивает до 20%. То есть, условно говоря, каждая пятая посылка в России доставляется "Почтой России". Все это касается доставки внутри страны. По отправлениям, которые идут из-за рубежа, наша доля в общем трафике составляет более 90%.
Мы нацелены на то, чтобы существенно нарастить долю на российском рынке логистики за счет более плотной работы с маркетплейсами. Рассчитываем, что на период реализации нашей стратегии до 2030 года мы увеличим ее до 25% и более. Сейчас с учетом общего трафика на российском рынке она составляет 20%. При этом и после 2030 года мы также хотим сохранить долю на международном рынке на уровне 90%.
– Вы говорили, что не планируете делать собственный маркетплейс, а будете создавать цифровую и логистическую инфраструктуру, которая позволила бы компаниям предоставлять полный спектр услуг. Что будет представлять из себя эта платформа? Какие конкретно услуги сможет получить маркетплейс с помощью нее?
– Платформа, которую мы делаем, представляет из себя не только логистические возможности, но и сопутствующие сервисы. Например, мы хотим предоставить продавцам, которые торгуют на разных площадках и пользуются нашими сервисами, возможность получить удобное, быстрое кредитование на то время, пока едет посылка с товаром, и маркетинговые инструменты, чтобы можно было продвигать свои товары на различных ресурсах, не только "Почты", но и партнеров.
"Почта банк" видит бум кредитования на загородные дома
– Они смогут получить кредитование в "Почта банке" или у других партнеров?
– Этот вопрос сейчас не в приоритете. Мы – большая компания, и выбор партнеров может быть самым разнообразным. Кто именно будет предоставлять то или иное финансирование? Тот, кто предложит лучшие условия, с тем и будем работать.
– Недавно Минфин выступил с инициативой о проведении эксперимента по интернет-продаже российского вина через специализированный сайт "Почты России". Расскажите об этом проекте, есть ли уже заявки от конкретных компаний по участию в эксперименте?
– Суть этого эксперимента в том, чтобы дать возможность российским производителям вина осуществлять доставку через почтового оператора. Причем с очень четкими KPI, чтобы эксперимент приводил не к увеличению доступности алкогольной продукции, а к возможности ответственного потребления качественных российских вин с безопасной технологией доставки при интеграции с системой ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта – ред.).
Сейчас опубликованы первый проект закона о проведении этого эксперимента и поправки в закон об обороте алкоголя. Мы активно работаем над этим законопроектом вместе с органами исполнительной власти и планируем завершить эту работу в ближайшее время, чтобы в осеннюю сессию он мог быть принят.
"Почта России" подготовилась к интернет-продаже российского вина
С точки зрения доступа к инфраструктуре и доставке, у нас нет никаких ограничений – мы готовы выстраивать работу с каждым российским производителем. Не буду говорить о конкретных переговорах, но интерес российских виноделов большой, много кто желает поучаствовать в этом эксперименте.
– Как это все будет работать? Будет ли возможность приобрести вино ночью или только во время, разрешенное законодательством РФ и нормативными актами регионов? Как будет проверяться возраст покупателя?
– О деталях эксперимента мы сообщим позже. Но мы будем находиться строго в рамках законодательства, в соответствии со всеми временными ограничениями, которые сейчас существуют.
Что касается идентификации личности – "Почта России" делает это каждый день, и в этом плане у нас достаточно технологий для того, чтобы сделать эту работу качественно. По поводу доставки – предполагается, что будет задействована как сеть отделений, так и курьеры.
– В мае Росздравнадзор выдал "Почте" разрешение на дистанционную розничную торговлю лекарствами. Скажите, начали ли вы ее, и как себя показывает этот проект?
– По фармацевтике у нас работа идет по трем направлениям. Первое – это классическая доставка в рамках полученного разрешения. Имея эту лицензию и соответствующий сайт, мы можем отпускать и доставлять лекарства сами, а можем становиться партнером по логистике для тех компаний, у которых тоже есть эта лицензия, то есть для аптечных сетей. Мы сфокусировались на последнем.
Мы подключаем для доставки свою логистическую сеть. Наше конкурентное преимущество здесь в том, что "Почта России" есть даже там, где нет аптек, и это позволяет различным слоям населения получать лекарства по хорошим ценам и в полном ассортименте, в том числе недоступные ранее ввиду логистических ограничений лекарственные препараты.
Второе направление – мы выступаем как перевозчик для фармацевтических компаний, это доставка из пункта "А" в пункт "Б". Необязательно через сеть отделений, можно с одного склада – на другой. Здесь у нас приличное количество партнеров – более 650, заказы исчисляются десятками тысяч, за первые полгода 2021 года рост в среднем 25%.
Третье направление – совместно с Минздравом мы работаем над доставкой лекарств для госпитального сегмента в рамках госзакупок за счет федерального бюджета.
Цель – сделать так, чтобы логистика по госконтрактам осуществлялась, в том числе, почтовым оператором, и в ближайшее время мы планируем приступить к активной фазе пилотных доставок. Это даст возможность сделать такую доставку дешевле, чем сейчас, сэкономить средства, которые можно направить на дополнительное лекарственное обеспечение, что особенно важно в период пандемии.
Памфилова прокомментировала возможность голосования по почте
– В июле "Почта России" зарегистрировала четыре новые дочерние компании для развития различных направлений бизнеса, в частности, компанию "Почта еком", которая отвечает за услуги для участников рынка электронной коммерции. Планирует ли эта компания привлекать дополнительное финансирование в ближайшее время? Могут ли "дочки" привлекать его через IPO?
– Мы не изобретаем здесь велосипед, так делаем не только мы, но и другие почтовые администрации в мире. С точки зрения привлечения финансирования – это могут быть разные источники.
Что касается IPO: если условия для этого сложатся, оно случится, не сложатся – не случится. Ключевой вопрос – это качественные сервисы для наших клиентов.
– Какие еще сервисы вы сейчас развиваете?
– Сейчас мы сосредоточены на создании сервисов по доставке "по клику" по всей стране. Что имеется в виду: представьте, что 42 тысячи отделений – это курьерские хабы, откуда вам может прийти посылка от нескольких минут до часа.
Мы называем этот сервис "гиперлокальная доставка" (экспресс-доставка – за час или быстрее), когда из отделения, как из хаба, делается доставка по ближайшим адресам. Это будет сервис, которым захотят пользоваться не только физические лица, но и магазины. В ближайшее один-два месяца мы планируем распространить такой сервис на всей территории Москвы.
Обсудить
Рекомендуем