Хобби для богатых. Кто в России пьет самогон

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости, Анастасия Гнединская, Святослав Петров. "Пьешь самогон? А на вид приличный человек". В 2021-м эта шутка из нулевых окончательно потеряла актуальность. В пандемию в России вырос спрос на самогонные аппараты — общественники и депутаты даже предложили запретить их продажу. Хотя в крупных городах это уже давно почти элитарное хобби. Энтузиасты покупают оборудование за сотни тысяч и заказывают дизайнерские этикетки на бутылки. Как пересекаются два мира — крафтовых самогонщиков и тех, кто варит в деревенских подвалах с помощью бидона и ванны, — изучило РИА Новости.

Страсти по "плинтусовке"

Павел ставит на стол стеклянную бутылку с прозрачной жидкостью. На этикетке карандашом написано: "Огуречный мацерат". Разливает. По террасе плывет аромат свежего корнишона. Из следующей бутылки пахнет хреном, еще из одной — смородиной.
"Попробуйте, это не тот мутный вонючий самогон, который многие пили в деревнях. Спирта почти не чувствуется", — он делает небольшой глоток. Не морщится и не закусывает.
Автор канала "Азбука винокура", блогер-самогонщик Павел демонстрирует алкоголь домашнего производства на даче в Московской области
Павел — финансовый аналитик, может себе позволить дорогие виски и коньяки. Но уже пять лет — после того, как отравился контрафактным спиртным из магазина, — пьет только то, что сам перегнал и настоял.
Сейчас в домашнем баре у него десятки видов настоек и самогона: на ягодах, гречке, яблоках. В подвале зреют еще 130 литров виски. Запасы почти промышленные, однако он уверяет: пить стал в четыре раза меньше.
"После всех усилий его просто жалко употреблять", — Павел вынимает деревянную пробку из бочки, вдыхает аромат. Попутно объясняет: чтобы получить одну бутылку домашнего виски, нужно купить солод, перемолоть, оставить бродить на два дня, потом два раза перегнать. Процесс занимает двенадцать часов. После заливания в бочку ждать надо еще минимум год.
В погребе у Павла стоят несколько бочек домашнего виски
"Будет так заморачиваться человек, которому срочно надо выпить? — рассуждает Павел. — К тому же меняется и отношение к спиртному. Стараешься создать что-то уникальное, как художник или парфюмер".
Самогоноварение, по крайней мере в крупных городах, уже давно не маргинальное занятие. Под аппараты, комплектующие и мешки с зерном Павел отвел отдельную комнату. В погребе оборудовал место для бочек. Покупает специальные дрожжи — по 250 рублей за упаковку. Да и приличный самогонный аппарат сейчас стоит не менее 30 тысяч.
Такой самогонный аппарат стоит больше ста тысяч
"Вот этот в прошлом году обошелся в сто тысяч, сейчас — дороже, — продолжает он, засыпая солод в 60-литровый перегонный куб, по виду чем-то напоминающий дроида R2-D2 из "Звездных войн". — Но есть энтузиасты, которые по полмиллиона только на оборудование и бочки тратят. В магазинах для самогонщиков покупают элитные бутылки из итальянского хрусталя — по две тысячи штука, заказывают этикетки у дизайнеров".
В России даже проводят фестивали самогонщиков, где можно представить собственные напитки и попробовать чужие. До пандемии такие мероприятия собирали по тысяче человек. Об интересе к "крафтовому горячительному" можно судить по аудитории тематических блогов и каналов. Например, на ресурс Павла только в YouTube подписаны сорок тысяч человек.
Блогер демонстрирует бутылку самогона домашнего производства на даче в Московской области
"Домашний самогон — не для тех, кто хочет сэкономить, — убежден он. — Я подсчитал: еще четыре года назад бутылка моего спиртного обходилась в 470 рублей. А вообще он бесценен. Сколько стоят 18 часов моей жизни? Мои переживания? Ты ведь можешь не угадать, например, с бочкой, прождать два года и получить "плинтусовку" — то, что не захотят пить даже обитатели ночлежек".

Центнер винограда и десять аппаратов

Александр Рыбак, бизнес-аналитик в IT-компании, тоже считает, что самогоноварение — хобби для людей с достатком. Из сахара по бабушкиным рецептам сейчас почти никто не гонит. Сам он предпочитает виноград, сливы, абрикос.
Солод для приготовления домашнего виски
Сырье закупает центнерами. Многие винокуры организуются — заказывают машину ягод, а потом делят между собой.
«

"Чтобы заполнить бочку литров на пятнадцать, нужно 100-150 килограммов винограда. И это не предел. Например, на изготовление такого же количества немецкого вишневого самогона — киршвассера — может уйти 300 килограммов", — рассказывает Рыбак.

В самогоноварение он пришел после увлечения кулинарией — создавать не только закуску, но и выпивку. Первые эксперименты были не очень удачные. Александр вспоминает, как угощал родителей домашним спиртным, а они морщились и убирали в дальний угол: "на растирку".
Сейчас у него больше десяти самогонных аппаратов — для разных напитков. Бочки с ромом, коньяком, чачей. Не так давно он переехал в частный дом, где под хобби отвел специальное помещение. А раньше тара с перебродившим суслом стояла в ванной городской квартиры — это немного напрягало супругу.

"Будут продавать по частям"

Производство самогона для домашнего употребления в России разрешено. Но периодически законодатели выступают с инициативой закрутить гайки.
В конце мая 2021-го Игорь Косарев, общественный омбудсмен в сфере регулирования производства и оборота подакцизных товаров, предложил запретить открытую торговлю самогонными аппаратами. По его мнению, спиртное изготавливают не для себя, а на продажу.
Самогонные аппараты предложили продавать только в спецмагазинах
Беспокоит Косарева и то, что россияне все больше интересуются покупкой агрегатов для дистилляции. В пандемийном 2020-м в "Яндексе" таких запросов было 1,6 миллиона — на 30 процентов больше, чем годом ранее.
Его поддержал первый зампред комитета по образованию и науке Госдумы Геннадий Онищенко: напомнил, что в советское время "за наличие аппарата людей сажали в тюрьму".
Впрочем, представители магазинов, реализующих оборудование для винокурения, не видят поводов для беспокойства. По мнению коммерческого директора одной из компаний Александра Басина, все, кто хотел приобрести куб, уже давно это сделали: "Самогонный аппарат есть, наверное, в каждом подъезде".
В начале пандемии, по его словам, рост спроса действительно был. Связано это с тем, что люди, сидя на самоизоляции, не могли приобрести крепкий алкоголь: реализация через интернет вне закона.
Басин считает, что запретить продажу такого оборудования сложно — магазины переименуют их в дистилляторы для воды или автоклавы.
«

"Кроме того, современные аппараты представляют собой набор комплектующих. Их просто будут продавать по частям", — добавляет он.

Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз тоже не считает запрет на продажу аппаратов правильной мерой.
«

"Самогон — не конкурент легальной водке. Тот, кто его покупает, просто не может себе позволить разрешенный продукт. Самая дешевая бутылка крепкого напитка в магазинах стоит 250 рублей, себестоимость самогона — 50. Не будет его — люди переключатся на стеклоочистители и другие дешевые спиртосодержащие жидкости", — поясняет эксперт.

По данным организации, в прошлом году в России выпили один миллиард сто миллионов литров легального крепкого спиртного, порядка 200 миллионов литров нелегальной водки. Спиртосодержащей жидкости и самогона — столько же.

Спецоперация "Самогонщики"

Если в городах самогоноварение — своеобразная субкультура, то в сельской местности — настоящий бич. Ивановка — небольшое село в не самой пьющей Башкирии. Здесь на тысячу человек — двенадцать точек, где продают самогон. Эти дома знают и местный участковый, и глава сельсовета. Но сделать ничего не могут, хоть это и запрещено законом.
Один из рейдов против продажи самогона в селе Ивановка
Глава Ивановского сельского поселения Руслан Абдуллин объясняет: чтобы возбудить дело на самогонщика, сперва нужно провести контрольную закупку.
"Но постоянные клиенты нам не хотят помогать, а людям со стороны не продают. Более того, были случаи, когда засланных казачков избивали. Понятно, что сотрудничать никто не желает", — жалуется он. И приводит почти анекдотичный случай из практики: двое друзей согласились на закупку после того, как на постоянной точке им продали некачественный продукт.
Сельские рейды против самогонщиков — почти спецоперация. Группа из представителя УБЭП, двух понятых, участкового и главы села к дому бутлегеров подъезжает ночью. В машине включают музыку погромче — пусть торговцы думают, что это клиенты.
Закупщику на одежду вешают миниатюрную "шпионскую" видеокамеру. "Добычу" фиксируют понятые. Потом самогон отправляют на экспертизу. Если в лаборатории подтверждают, что в бутылке этиловый спирт, заводят административное дело по статье 14.17.1 КОАП ("Незаконная розничная продажа алкогольной продукции физическими лицами"). Штраф — от 30 до 50 тысяч рублей. Если спирт метиловый, статья уже уголовная — 238 УК. Наказание — вплоть до лишения свободы.
"Не умеют наши пить": как в Иркутской области вводят сухой закон
Глава сельсовета говорит, что пойманные самогонщики разыгрывают настоящий спектакль.
"Одни плачут, что не на что внуков учить, другие — что на жизнь не хватает".
Летом сельские бутлегеры иногда зарабатывают до шести тысяч в день, зимой — две-три. Для населенного пункта, где средняя зарплата около 20 тысяч рублей, изготовление спиртного — прибыльное дело.
Самогонщиков здесь регулярно навещают женсовет, мулла, депутаты.
«

"Но это легкие деньги, кто по доброй воле от них откажется?" — признает глава администрации.

В сельской местности уверены: запрет на продажу самогонных аппаратов ничего не изменит.
"Да этот агрегат у нас любой соберет из подручных материалов. Нужны бидон и ванна. И медный змеевик — его можно снять с трактора", — поясняет Абдуллин.
Контрольная закупка самогона в селе Ивановка
Местные полицейские говорят, что в борьбе с самогонщиками помогло бы право изымать аппараты.
«

"Сейчас ситуация абсурдная: я знаю, что в этом доме торгуют перваком, захожу — в нос ударяет запах браги. Но сделать ничего не могу: люди утверждают, что гонят для себя. А это не запрещено", — рассказывает участковый.

Более того, даже после возбуждения административного дела аппарат у бутлегеров изымают, лишь если они признаются, что именно на нем произвели самогон.
"А кто же такое скажет? В итоге через неделю после суда они гонят и продают вновь", — говорит полицейский.

"Пересажать всю страну"

С нелегальным спиртным в России безрезультатно боролись еще со времен Бориса Годунова. Самое суровое наказание было в XVII веке. Согласно Соборному уложению 1649 года, у преступника могли забрать на поруки жену и детей, а также конфисковать товар. При повторном нарушении — кнут или тюрьма.
На Чукотке рассказали о борьбе с алкоголизмом
До 1948-го за самогоноварение без цели сбыта назначали административный штраф, но потом ввели уголовную ответственность. Тогда за год осудили более 50 тысяч граждан. Позже это число неуклонно снижалось вплоть до нового витка в борьбе с алкоголизмом и самогоноварением. В 1958-м вышел указ Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении борьбы с пьянством". В итоге в первый же год его действия к ответственности привлекли 52 тысячи человек. Судебные чиновники тех лет скептически отнеслись к инициативе правительства и рекомендовали умерить пыл — иначе пришлось бы пересажать всю страну.
Последний бой алкоголизму в СССР дал Михаил Горбачев — 16 мая 1985-го ввели "сухой закон". Самогоноварение достигло небывалого размаха. Об этом можно судить по спросу на сахар — он вырос с 7,8 до 9,2 тысячи тонн. В 2005-м по случаю 20-летия антиалкогольной кампании Михаил Горбачев в одном из интервью признал: "Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно".

"Денег почти не приносит"

Сегодня самогоном в открытую торгуют и в соцсетях.
"Под заказ делаю виски, бурбон, коньяк, ром, джин, абсент, шнапс и настойки", — такое объявление корреспондент РИА Новости нашел во "ВКонтакте". Литр — от 600 до 900 рублей.
"Папа, не пей!" Зарисовки из современного вытрезвителя
Александр (имя изменено) производит домашнее крепкое спиртное уже три года. Правда, уверяет, что денег это почти не приносит: за пару месяцев продает не больше десяти бутылок — и то в основном через "сарафанное радио". Страницу в соцсети создал для "прощупывания спроса". Коллег по цеху, разбогатевших на самогоне, не встречал.
"Но вообще это дело хорошее — когда продукт натуральный и качественный. Запретят — будут гнать тайно в деревнях. Не доверяют наши люди магазинному алкоголю", — говорит он.
Блогер-винокур Павел также считает, что с некачественным спиртным нужно бороться. Но хендмейд-дистиллят тут ни при чем.
"Выпить иногда хочется". Как проходят встречи анонимных алкоголиков
"В домашних условиях после второй перегонки вы можете получить более чистый продукт, чем фабричный. ГОСТ на коньяки допускает пять граммов сивушных масел на литр. В домашнем самогоне их, как правило, два-три грамма", — объясняет он. И поднимает рюмку хреновухи. На ней выгравировано: "За здоровье".
Эксперты уверены: преследовать надо не самогонщиков, а производителей "паленого" алкоголя. Только за прошедший месяц полиция выявила десятки случаев. Например, в Санкт-Петербурге накрыли лабораторию на колесах — пять с половиной тысяч литров контрафактной водки, причем разливали ее прямо в трейлере. А в Сызрани предприниматель наладил выпуск суррогата в бутылках из-под "Хеннеси".
Обсудить
Рекомендуем