Несырьевой экспорт из России растет, несмотря на пандемию и прочие ограничения, но останавливаться на достигнутом ни в коем случае нельзя, говорит глава Российского экспортного центра Вероника Никишина. В интервью РИА Новости в преддверии ПМЭФ-2021 она рассказала о главных страхах начинающих экспортеров, о том, как малому бизнесу пробиться на зарубежные рынки, не набивая шишек, почему китайцы любят российские конфеты и мороженое, как свинина стала политическим заложником в отношениях РФ и КНР, а также зачем России национальный магазин на германском Amazon. Беседовали Ирина Андреева и Диляра Солнцева.
– Вероника Олеговна, добрый день! Какие ожидания от ПМЭФ, с чем едете?
– Едем, соскучившись по живому обсуждению, с ожиданиями скорейшего выхода на новый виток активности. Едем с большим набором документов для подписания, которые фиксируют те договоренности, которые мы уже достигли и будем развивать. И с иностранными делегациями, и с бизнесом. Сегодня планируем подписать соглашение о новой торговой интернет-площадке в Германии. Ну, и, конечно, с расчетом на дискуссии — это то, по чему мы все очень истосковались. Едем за новым импульсом, который мы получим по итогам встречи.
– Прошлый год отменил не только форумы, но и внес глобальные изменения во все сферы жизни. Вы уже рассказывали о достижениях в онлайн-продажах, которым способствовал коронавирус, можно поподробнее остановиться на этом вопросе?
– В конце 2019 года мы открыли российский национальный магазин на внутрикитайском маркетплейсе Tmall. Почему именно там? У нас с Китаем разное интернет-пространство, и для того, чтобы войти на китайский рынок, нужно присутствовать в их интернет-пространстве, что для отдельного российского экспортера, особенно для небольшой компании, без проводника практически невозможно. А вот наш национальный магазин на зарубежном рынке— это наша полка, на которую мы отбираем и ставим товары с учетом всей специфики китайского рынка. У нас в партнерах китайский оператор, который помогает выбрать, подать, а если надо – и адаптировать продукцию под предпочтения китайского покупателя. Получается, экспортер через нас заявляет о своем желании поставлять на китайский рынок, а дальше его выводит на площадку наш оператор. Для экспортера это абсолютно бесплатно, это наши инвестиции, мы делаем это за свои деньги.
– Что продается на российской полке, востребована ли она? Какие товары в лидерах продаж?
– Наш национальный магазин торгует пищевыми товарами. В Китае привычно покупать, ориентируясь на лидеров общественного мнения, блогеров. Продавать, соответственно, – тоже через них. Мы так же стали продвигать нашу продукцию пользуясь этим каналом, мы на постоянной основе сотрудничаем с китайскими блогерами, которые рекламируют наши товары. У них огромное число подписчиков. В прошлом году мы устраивали совместные онлайн-продажи, такое совместное шоу, из московского офиса и из студии китайского блогера. Первый раз с участием такого блогера продавали онлайн российское мороженое и шоколадные конфеты, второй раз мы продавали муку, печенье и другие кондитерские изделия – и за 10 минут продажи увеличивались в разы.
Из лидеров продаж приведу пример томских шоколадных конфет "Крокант". В принципе, Китай любит наши кондитерские изделия, мороженое. У них немного другие вкусовые предпочтения, очень сладкое они не любят, поэтому наши производители товары для китайцев еще и адаптируют – и они пользуются успехом. Залог успеха продаж — это понимание предпочтений.
Китайская площадка – очень перспективный опыт, поэтому мы уже выбрали оператора и заходим на европейский рынок через немецкий Amazon.
– Что мы можем предложить немцам, вряд ли еду?
– Скорее, это будет парфюмерия, косметика – качественное, натуральное, средства бытовой химии – востребованные на европейском рынке. В основном, это будет продукция малого бизнеса, мы видим для них огромное окно возможностей.
– Если вернуться к Китаю, какие еще есть перспективы развития поставок?
– Что мы точно совершенно очень хотели бы туда поставлять — это свинину. После вспышки чумы свиней в Китае в 2018 году ликвидировали практически все поголовье, а потребление свинины в стране колоссальное, и мгновенно выросли импортные поставки. Но для нас много лет закрыт китайский рынок свинины — это торгово-политическое решение. Этот вопрос стоит в повестке президентов, этот вопрос в повестке всех наших двусторонних комиссий. Мы рассчитываем, что запрет все же удастся снять, потому что для российских экспортеров – это огромный рынок и огромная возможность.
В прошлом году Китай частично открыл для российских поставщиков рынок мяса птицы – можем поставлять отдельные части тушки. Мы рассчитываем, что и остальные продукты из птицы тоже пойдут. У нас большое производство, хорошее качество, наши продукты точно будут успешны.
И, конечно, говядина. Тут показательный пример, как только в начале 2020 года нам открыли рынок – поставки российской говядины в Китай выросли в 26 раз. Конечно, сразу надо оговорить, что тут эффект очень низкой базы поставок. Но поставки растут. За первый квартал этого года экспорт говядины в Китай составил больше 20 миллионов долларов. Это ниша, которую мы очень ждали. И наши производители с удовольствием ее начали заполнять. Также бьемся за то, чтобы открыли доступ для наших колбасных изделий.
– Помимо Китая, куда еще смотрите?
– Если говорить о планах по открытию национальных магазинов на больших электронных площадках – то мы рассматриваем юго-восточное направление, в том числе Вьетнам, восточное направление и в том числе – Турцию.
– Чего нам ждать по итогам года по несырьевому экспорту?
– Мы видим, что многие отрасли начинают постепенно восстанавливаться. Экспорт в первом квартале вырос на 18,8%, составив 36,8 миллиарда долларов. На это повлияли определенный рост цен и низкая экспортная база аналогичного периода прошлого года. Сейчас наибольший прирост показывают машиностроение, химические товары и металлопродукция. Экспорт машиностроения вырос почти на 400 миллионов долларов за счет восстановления рынков и возобновления роста экспорта основной машиностроительной продукции. Мы также ожидаем в этом году крупную поставку локомотивов в Узбекистан. Продолжаются поставки пассажирских вагонов в Египет. Надо отметить, что сразу два крупных производителя – Volkswagen и Renault локализировали свои производственные площадки в России и поставляют не только свои готовые автомобили, но и компоненты на другие производственные площадки в мире. Мы ожидаем, что в 2021 году снова начнет расти экспорт автомобилестроения – как готовых автомобилей, так и машинокомплектов, компонентов и запчастей. Рассчитываем, что металлургия, химия, машиностроение, машинотехническая продукция и АПК будут лидерами этого года.
– А что касается продуктов? Какие есть достижения?
– Кроме мясной продукции, поставки которой увеличились на многие рынки мира, за 2020 год у нас увеличился экспорт чая и кофе, произведенных в России, – мы поставили их на внешние рынки 73 тысячи тонн. Это на треть больше, чем в 2019 году. В деньгах экспорт чая и кофе вырос на 30% до 350 миллионов долларов. Поставки идут более чем в 60 стран. Основными покупателями кофе и чая остаются Белоруссия, Казахстан и Украина.
– А помимо прямой поддержки экспортеров, какие у РЭЦ есть еще инструменты для компаний, которые хотят поставлять товары за рубеж?
– У нас есть очень интересный нефинансовый продукт – Школа экспорта. Она существует уже семь лет и пользуется большим успехом. Для чего она нужна? Чтобы на начальном этапе экспортер не набивал все шишки и не шел методом проб и ошибок, чтобы ему было к кому прийти, кто объяснит, как это делается. В Школе мы не читаем длинные и нудные курсы под запись, а проводим адресные тренинги и игры, посвященные определенному этапу экспортного цикла, который сейчас нужен предпринимателю. Для начинающих бизнесменов эта Школа бесплатна, а штучные тренинги под конкретный запрос для крупных экспортеров уже за деньги.
– Перечислите ключевые проблемы начинающих экспортеров?
– Основные проблемы – не знает как начать. Первое – не знает, куда экспортировать и какой рынок выбрать. Второе – не знает, как правильно найти своего покупателя и с ним договориться, и не знает, как доставить свою продукцию. Третье – не знает, как пройти связанные с экспортом административные процедуры. Любое соприкосновение с такими процедурами, это огромный страх и стресс.
– Как это можно изменить?
– РЭЦ меняет регуляторную среду вокруг экспортера. Мы и пробиваем изменения процедур, их упрощение, и сами меняем ту экосистему, в которой работает экспортер, меняем те обстоятельства, с которыми он сталкивается. Например, процедура получения лицензии – это крайне сложный и мучительный путь, который нужно пройти через несколько обращений в разные ведомства, где экспортер сначала должен получить одни документы в одном ведомстве, а затем принести пакетом в другое ведомство, где получить справку, которую затем отнести в третье ведомство. Так вот, эта процедура называется "выдача лицензии". Вот это мировоззрение надо перевернуть с ног на голову. Все госсервисы должны решать жизненную ситуацию клиента. Бизнесмену не справочка нужна, ему нужно вывезти товар. И все ведомства должны объединиться внутри сервиса, чтобы решать жизненную ситуацию клиента. А это серьезнейшее изменение нормативной базы и взлом сознания некоторых чиновников.
На этой идеологии мы строим сервисы нашего "одного окна" для экспортера. И работаем над правками в нормативку и сменой подходов ведомств. И поддержка правительства у нас есть.