МИНСК, 26 мая — РИА Новости. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, комментируя ситуацию с экстренной посадкой самолета Ryanair в Минске, заявил, что действовал законно, а давление со стороны Запада назвал многоуровневым террором.
По его словам, недоброжелатели республики перешли от организации бунтов к этапу "удушения".
«
"Они преступили множество красных линий, перешли границы здравого смысла и человеческой морали", — сказал белорусский лидер на встрече в парламенте. Подробности приводит агентство Sputnik Беларусь.
В США и Европе, по мнению Лукашенко, все отреагировали "как под копирку" и "слишком быстро", при этом на борту был террорист, о чем знали "далеко за пределами республики".
Также президент напомнил, что самолет развернули возле БелАЭС. "А если бы вдруг системы безопасности АЭС были переведены в режим полной боевой готовности?" — добавил он.
Кроме того, глава государства указал, что экипаж советовался с авиакомпанией и аэропортом в Вильнюсе, но принял решение приземлиться в Минске, а сообщение о минировании лайнера, по его словам, поступило из Швейцарии. Но на Западе отказались от расследования инцидента, отметил он.
Обвинения в насильственных действиях белорусский лидер назвал "очередным бредом". "Экипаж семь часов с кем-то созванивался и не хотел улетать", — пояснил он.
В заключение Лукашенко подчеркнул, что воздушная блокада Запада ударит прежде всего по тем, кто ее ввел. "Не нравится летать через безопасную Беларусь — летайте там, где угробили 300 человек", — сказал президент.
На борту находился Роман Протасевич — основатель Telegram-канала Nexta, признанного в Белоруссии экстремистским. Его задержали при проверке документов. В республике против журналиста возбуждено уголовное дело по нескольким статьям, в том числе об организации массовых беспорядков. Ему грозит до 15 лет лишения свободы.
Страны ЕС заявили, что Минск принудил борт приземлиться в своем аэропорту под выдуманным предлогом. В знак протеста Брюссель запретил белорусским авиакомпаниям летать над своей территорией и рекомендовал европейским операторам не пользоваться воздушным пространством республики. Также рассматривается возможность введения дополнительных санкций.
В Белоруссии ответили, что сообщение о минировании поступило на электронную почту аэропорта и командир экипажа сам принял решение совершить посадку, никакого принуждения не было. Минск готов предоставить записи разговора диспетчеров, но никто из европейских стран не выразил желания с ними ознакомиться, добавили в МИД.