МОСКВА, 30 апр - РИА Новости. Увеличение глобальной температуры создает условия для передачи инфекционных заболеваний, таких как малярия, лихорадка, клещевые энцефалиты, в тех районах, где раньше они не могли распространяться из-за погоды, сообщила старший научный сотрудник географического факультета МГУ, специалист по медицинской географии Варвара Миронова.
Инфекции на волне тепла
"Мы (группа ученых из МГУ - ред.) показали, что условия для передачи малярии сейчас лучше намного, чем это было в 70-е годы. Этот перелом в начале 80-х случился, где-то 84-85-й год. Действительно, летние сезоны стали более благоприятными для передачи", - сказала Миронова в эфире подкаста Российского географического общества Terra Cognita.
Она также напомнила, что малярия – болезнь, которая на 100% излечима. Кроме того, она является антропонозом, то есть передается от человека к человеку, поэтому санитарные службы вполне могут справится с любой вспышкой заболевания. Однако, по словам Мироновой, в России до сих пор не зарегистрировано ни одно современное лекарство от малярии, что неоправданно усложняет борьбу с инфекцией в тяжелых случаях и может привести к летальному исходу.
"По поводу других болезней. Есть лихорадка западного Нила, которая раньше была не очень известна... Потом выяснилось, что у нас давным-давно существуют на нижней Волге очаги и на нижнем Дону. Они, видимо, там испокон веков существовали. ЛЗН передается, как правило, в основном комарами, а резервуар – это перелетные птицы… Для лихорадки ЛЗН в комаре нужны определенные температуры", - сказала Миронова.
Она уточнила, что учёные для инфекционных заболеваний устанавливают зависимость между температурами и развитием паразита, который является возбудителем болезни. Например, возбудителем трехдневной лихорадки является паразит, который "живет" в комаре. Однако для развития паразита нужно, чтобы тело комара нагрелось до определенных температур.
"С потеплением она (лихорадка западного Нила - ред.) распространяется, она полезла на север, в какой-то момент даже в Липецкой области была передача", - отметила Миронова.
Ученая добавила, что в настоящее время в мире получила распространение лихорадка Зика. Климатические потребности паразитов обеспечиваются потеплением.
Вслед за хомячком
"Второй момент – расширение ареалов носителей, переносчиков. Мы можем ожидать, что гораздо севернее, чем сейчас энцефалит и боррелиоз, могут появиться. Пока вроде мы этого не наблюдаем, но временной лаг всегда есть", - сказала Миронова.
Она также отметила, что в некоторых научных работах указывается на то, что из-за изменения зим (более снежные и менее снежные зимы) для разных животных-переносчиков создаются условия для удачной зимовки и размножения.
"Белоногий хомячок, который в Северной Америке является самым важным резервуаром болезни Лайма (боррелиоза). Он продвинулся на север, появился в южной Канаде… Сейчас в южной Канаде повышенная заболеваемость боррелиозом", - сказала Миронова.
Покрышки и тигровый комар
Кроме того, Миронова привела пример распространения азиатского тигрового комара, который на своей родине не являлся основным переносчиком опасных заболеваний, но при попадании в другие страны может им стать. Он не просто умеет переносить лихорадку Денге, но может переносить другие, уже местные вирусы, например, лихорадку Зика.
"Он (азиатский тигровый комар - ред.) вдруг с 70-х годов распространился по всему миру. Он размножается в воде: чашке, кружке, луже", - сказала Миронова.
По словам Мироновой, выяснилось, что тигровый комар приспособился размножаться в лужах, которые скапливаются в брошенных покрышках. Между тем, покрышки стали вывозить на переработку из африканских стран туда, где есть предприятия-переработчики, например, на Гавайи. Так на Гавайях появился комар, а оттуда попал в Европу с туристами.