МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. Перевозка грузов между Европой и странами Персидского залива по транспортному коридору Север — Юг, который проходит через железные дороги России, займет в два раза меньше времени, чем через Суэцкий канал, сообщил на брифинге заместитель гендиректора РЖД Алексей Шило.
Обсуждение альтернативных маршрутов возобновилось после того, как в конце марта контейнеровоз на несколько дней заблокировал перевозки по Суэцкому каналу. Один из вариантов связан с Международным транспортным коридором (МТК) Север — Юг. Это мультимодальный маршрут от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия) протяженностью 7200 километров. Существует в трех видах: Транскаспийский (с использованием железных дорог и портов), западный и восточный (сухопутные).
"Если говорить про российскую часть этого маршрута, то у нас сегодня достаточно много вариантов, каким образом мы могли бы этот груз (который идет по Суэцкому каналу. — Прим. ред.) на себя забрать. Это мультимодальная перевозка с использованием Каспийского моря и дальше работа наших российских портов на Каспии. Тот же порт Оля. Инфраструктура сегодня готова, чтобы это обеспечивать", — рассказал Шило об одном из маршрутов.
На западном маршруте для прямого железнодорожного сообщения не хватает линии Решт — Астара (Иран) — Астара (Азербайджан). Заместитель гендиректора компании отметил, что в инвестпрограмму РЖД заложены средства на модернизацию российского пункта пропуска с Азербайджаном.
Пока при доставке грузов используется мультимодальный маршрут, который предполагает перевозку автомобилем на недостающем участке железной дороги в Иране, затем перегрузку на погранпереходе в азербайджанские вагоны и дальше выезд на территорию России.
По словам Шило, с точки зрения тарифных и технологических решений РЖД сделала "абсолютно все".
«
"Знаю, что ряд переговоров был между нашими европейскими партнерами, в первую очередь Финляндией, по поставке целлюлозы туда (в Иран. — Прим. ред.). Но пока таких перевозок мы не видели. Если про объемы говорить, они минимальные по данному направлению, хотя мы со своей стороны сделали много для того, чтобы этот маршрут развивался", — добавил он.
На маршруте Иран — Финляндия перевозки по МТК Север — Юг могут занять 13-14 суток. Это, как утверждает руководитель РЖД, в два раза быстрее доставки по морю.
Контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров 23 марта направлялся из КНР в Роттердам и сел на мель на 151-м километре Суэцкого канала, перегородив его на шесть дней и заблокировав движение. В понедельник, 29 марта, судно сняли с мели, навигация возобновилась. Последние из 422 судов, ожидавших очереди из-за инцидента, прошли канал 3 апреля.
Суммарный ущерб от блокировки может составить около миллиарда долларов, сообщил ранее руководитель администрации пути Усама Рабиа.