Лидия Михеева: Общественная палата нацелена на диалог власти с обществом

Читать на сайте Ria.ru
Анализ более 500 предложений по корректировке нацпроектов, организация 35 общественных экспертиз, создание крупнейшей в мире базы воспоминаний детей Великой Отечественной войны и перспективы создания единой онлайн-платформы для общественных наблюдателей на выборы в Госдуму – глава Общественной палаты РФ Лидия Михеева в интервью РИА Новости накануне годовщины своего избрания на должность подвела промежуточные итоги и рассказала о дальнейших планах нового состава общественников. Беседу вела Евгения Стогова.
В обсуждении с Андреем Белоусовым (первый заместитель председателя правительства – ред.) плана по достижению национальных целей вы упомянули о возможной его доработке. Есть ли уже конкретные предложения, векторы, по которым она должна вестись?
– Многие наши рекомендации касаются прежде всего демографической политики. Наши эксперты обращают внимание на то, что ориентироваться лучше не на стабилизацию рождаемости, как сейчас это предложено в плане, а на ее рост. И нужно выбирать именно те методы, которые смогут этот рост обеспечить, поэтому среди наших предложений – механизмы улучшения жилищных условий семей, обеспеченность граждан рабочими местами, создание необходимой социальной инфраструктуры в селах и небольших населенных пунктах.
Члены палаты предложили провести комплексное исследование социального самочувствия для того, чтобы скорректировать комплекс мероприятий в нацпроекте "Демография". Это позволило бы оценить результативность всех мер, принимаемых правительством.
Финансирование нацпроекта "Демография" увеличили на 691 миллиард рублей
Палата готова выступить организатором этого исследования?
– Да, в меру возможностей мы, конечно, в этой роли выступим. Мы и сейчас аналогичное исследование проводим. Однако нужно понимать, что у наших коллег не всегда достаточно для этого ресурсов, поэтому такие исследования надо проводить в кооперации с федеральными структурами – социологическими, научно-исследовательскими. Тот же ВЦИОМ, например, мог бы принять в этом участие.
Какие еще рекомендации по национальным целям вы направили в правительство?
– Интересные предложения наши коллеги сформулировали в части сохранения здоровья и благополучия населения, в частности, по такому направлению, как мониторинг за распространенностью и динамикой хронических и инфекционных заболеваний. Рекомендуется также развивать центры общественного здоровья, повышать эффективность и качество диспансеризации, диспансерного наблюдения и, конечно же, формировать такую жизненную среду, которая способствовала бы здоровому образу жизни.
Тесно коррелируют с этим и предложения по повышению ожидаемой продолжительности жизни. Палата рекомендует ввести комплексный подход, который улучшил бы качество жизни граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью.
Есть также предложения по самореализации талантов – предлагается и создание профильных детских лагерей для научно-технического развития подростков, и различные меры по развитию технологических навыков молодежи.
ОП РФ активно занимается мониторингом нацпроектов. Что было сделано в рамках этой работы? Что еще планируется?
– Мы всегда нацелены не только на обеспечение конструктивного диалога между органами власти и обществом, но еще и на обеспечение прозрачности всех решений, принимаемых правительством. Это повышает доверие населения к самим решениям. Если говорить о том, что наши коллеги делают в текущем году, надо прежде всего упомянуть наш Координационный совет по нацпроектам и народосбережению. Это замечательный коллектив единомышленников, который к настоящему времени собрал и проанализировал более 500 предложений по корректировке нацпроектов. Наибольшее количество предложений связано с нацпроектами "Образование" и "Экология". Кстати, "Демография" тоже вызывает интерес. Это очень чувствительные для россиян сферы. И, вероятно, реализация этих нацпроектов на местах тоже будет вызывать большие проблемы. Совет трудится практически в ежедневном режиме, им уже разработана методика определения индекса народосбережения. По итогам работы президенту был направлен доклад, в котором мы просим поручить правительству учесть предложения общественности. В частности, одна из идей – отказаться от ведомственного подхода при формировании и реализации нацпроектов. Это очень важная, такая общая идея. Она состоит в том, что должен быть использован комплексный, системный подход. Это позволит исключить влияние ведомственных интересов на реализацию нацпроекта.
Какие нацпроекты, по данным мониторинга, откровенно проседают?
– Мы фиксируем немало вопросов и предложений, пожеланий по всем нацпроектам. И не могу сказать, что какой-то из них безупречно реализуется. Точно нет. Но среди тех, кого можно назвать условно аутсайдером, это "Экология". Мы отмечаем низкую удовлетворенность граждан теми мерами, которые принимаются в рамках этого нацпроекта. Наш координационный совет проводил исследования и утверждает, что менее 20% граждан довольны тем, как решаются экологические проблемы. Есть серьезная разница между тем, что закрепляется в качестве целей, и тем, что мы наблюдаем в жизни. Большое количество серьезных экологических катаклизмов очень тревожит россиян. У нас на заседании Совета по экологическому нацпроекту выступал аудитор Счетной палаты, в соответствии с его заключением – и с этим заключением наши эксперты согласились – нацпроект недостаточно подготовлен, а запланированные мероприятия не в полной мере выполняются. Мы дали более 30 конкретных предложений по корректировке этого проекта: это и экологическое воспитание граждан, и корректировка закона о проведении эксперимента о квотировании выбросов, и совершенствование работы Российского экологического оператора.
В этом году ОП РФ совершила прорыв в развитии института общественного наблюдения. Могли бы вы подвести итоги этой работы?
– Мы постарались максимально облегчить вступление в ряды общественных наблюдателей для всех желающих, упростили процесс подачи документов, расширили круг организаций, которые имеют право выдвигать кандидатов. В ходе общероссийского голосования в этом году нам удалось привлечь к наблюдению свыше 526 тысяч человек. Мне кажется, это свидетельство большого интереса россиян к электоральным процессам и их желания принять непосредственное участие в процедурах общественного контроля.
В январе начнется обучение общественных наблюдателей на выборах
Каковы планы палаты в этой области на выборы в Госдуму 2021 года?
– Мы постараемся, конечно же, укрепить полученный результат. Я бы здесь, наверное, сосредоточилась на работе с совершенно новым для нас явлением: мы наблюдали цифровизацию электоральных процессов, столкнулись с практикой электронного и многодневного голосования. Вот в этом отношении нам хотелось бы свою работу усилить, в том числе разработать единую онлайн-платформу с централизованной базой общественных наблюдателей. Мне кажется, что цифровые технологии в сферу общественного наблюдения тоже пора внедрить. Это было бы на пользу всем, поскольку такие технологии позволяют оперативно реагировать на нарушения, выявлять их, пресекать, информировать о них избирательные комиссии. Есть еще такая история, как наблюдение за выборами и референдумами за рубежом, поэтому в следующем году планируем развивать и такую практику.
Вы имеете в виду электоральные процедуры в других странах или привлечение проживающих за рубежом россиян к нашим выборам?
– И то, и другое. Мы столкнулись с большим интересом к организации проведения электоральных процедур у нас, в России. Я помню круглый стол, на котором обсуждался ход общероссийского голосования, где принимали участие иностранные эксперты, которые пожелали приехать в Россию и посмотреть за тем, как оно проходит. Думаю, что такой обмен опытом между всеми неравнодушными гражданами был бы полезен вне зависимости от того, в какой стране они проживают. Если они активно интересуются общественно-политической жизнью, то они должны реализовать свой интерес.
Палата стала площадкой для обсуждения поправок в Конституцию. Какие возможности открыл этот новый опыт? Где его можно было бы реализовать в будущем?
– Это был совершенно беспрецедентный опыт. За три месяца мы собрали свыше 2250 поправок, предложений, замечаний, связанных с внесением изменений в Конституцию РФ. Все эти чаяния граждан мы проанализировали, обработали и, разложив их по отдельным темам, передали в рабочую группу. Я должна отметить, что очень большое количество поправок походили друг на друга. Например, если говорить о социальном блоке, то чаще всего звучали предложения о ежегодной индексации пенсий. Очень много писем было получено по теме организации первичного звена здравоохранения. Я думаю, что мы будем использовать этот опыт в нашей повседневной работе, при проведении общественной экспертизы, нулевых чтений законопроектов.
Раз вы затронули эту тему: есть ли у Общественной палаты позиция по поводу индексации пенсий работающим пенсионерам?
– Наша комиссия по социальным вопросам продолжает обсуждение этой, безусловно, важной темы. В рамках итогового форума "Сообщество" мы привлекли представителей Госдумы к соответствующим дебатам. Не могу сказать, что какая-то финальная позиция у нас уже готова и оформлена. Но могу точно совершенно заверить вас, что эта тема находится в поле зрения Общественной палаты. Мы чувствуем большой запрос на справедливость от граждан и будем транслировать эту позицию исполнительной власти.
В Кремле обсудят вопрос индексации пенсии работающим пенсионерам
Одним из ключевых вопросов повестки дня была поддержка НКО в период пандемии. Насколько удалось реализовать идеи палаты в этой области? Сколько НКО в итоге смогли воспользоваться помощью?
– В период первой волны Общественная палата была первой структурой, которая обратилась с предложением поддержать некоммерческие организации. И мы добились принятия и реализации этих идей: наша инициатива была поддержана президентом страны, меры эти были введены вовремя, они помогли тысячам НКО остаться на плаву. По данным, которые поступили в ОП РФ от ФНС и Минэкономразвития, свыше тысячи СО НКО получили выделенные государством льготные кредиты на возобновление деятельности организаций, 1,7 тысячи СО НКО во втором квартале были освобождены от уплаты авансовых платежей и 24,2 тысячи СО НКО – от уплаты страховых взносов.
В конце ноября палата направила дополнительные предложения по мерам поддержки НКО, где мы в том числе просили продлить для них льготное кредитование, сроки предоставления субсидий, приостановить проведение обязательного аудита. Мы также просили распространить на все социально ориентированные НКО, которые были включены в реестры Минэкономразвития, право на пониженный тариф страховых взносов и упрощенную систему налогообложения, а также право выбора режима уплаты страховых взносов. Насколько мне известно, комитет Госдумы по развитию гражданского общества поддержал наши предложения. Надеемся, что скоро будут и президентом даны соответствующие поручения по новому пакету мер.
Немало мероприятий было организовано и в рамках 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Как прошел 2020 год для палаты в этом ключе?
– Несмотря на пандемию, все акции, посвященные 75-летию Победы, имели беспрецедентный успех. Вместе с региональными палатами мы, например, исполнили поручение президента России по распространению победного номера газеты "Правда" от 9 мая 1941 года. Был организован проект "Мое детство – война", в рамках которого были сняты видеоинтервью с теми, чье детство прошло в военные годы. В этом конкурсе приняли участие более полутора тысяч человек, мы привлекли к нему и волонтеров. Создан один из крупнейших в мире банков воспоминаний детей войны. Очень приятно, что в подобной работе участвует молодежь и студенчество.
Какой отпечаток оставила пандемия коронавируса на работе нового состава ОП РФ?
– Пандемия стала мощным стимулом для перезагрузки форматов нашей деятельности. Мы внесли изменения в регламент и приравняли все дистанционные формы работы к очным. Это позволило нам не останавливаться ни на минуту. Мы проводим пленарные заседания в смешанном формате, когда часть участников находится у себя дома, часть – в стенах палаты, часть – где-то еще. При этом мы можем обсуждать все вопросы и голосовать. Практически все общественные обсуждения проходят в таком смешанном формате. Количество спикеров, участников, тех, кто высказывает свое мнение, во много раз выросло. Это позволяет нам охватить весь спектр мнений и привлечь к обсуждению максимальное количество экспертов. Я думаю, что многие мероприятия следующего года мы будем проводить в таком же цифровом пространстве.
ОП РФ в новом составе функционирует уже почти полгода. Как вы оцениваете промежуточные результаты?
– Я хотела бы отметить рост внимания своих коллег к волонтерской деятельности. И члены Общественной палаты России, и члены региональных палат приняли участие в большом количестве акций. Причем некоторые предпочитают не афишировать эту работу и не требуют особого внимания к себе, а просто помогают, чем могут, тем, кто столкнулся с вызовами пандемии.
В этом году активизировался формат нулевых чтений. Какие наиболее значимые законопроекты были рассмотрены?
– У нас прошли экспертизу 35 законопроектов и проектов нормативных актов, из них 28 в формате нулевых чтений. Опять-таки, она стала более предметной и профессиональной за счет смешанного – очного и заочного – формата участия представителей общественности и специалистов. Стараемся отрабатывать самые острые темы, живо волнующие россиян. В качестве наиболее яркого примера приведу законопроект о судебном отобрании детей при непосредственной угрозе их жизни. Он по-разному воспринимался в ходе общественного обсуждения. Столь же живой на удивление оказалась тема применения вспомогательных репродуктивных технологий.
В РПЦ выступили против "быстрых судов" по изъятию детей из семьи
Каковы планы палаты на 2021 год? Какие задачи поставлены?
– Осенью мы провели проектный семинар для всех членов седьмого состава и определили для себя цели на ближайшие шесть месяцев и на ближайший год. Что называется, программа минимум и программа максимум: оказание реальной помощи населению, усиление роли Общественной палаты как института коммуникации гражданского общества, отслеживание социальных конфликтов.
Есть более подробные планы. Например, дальнейшая поддержка и продвижение волонтерства, которое в 2020 году очень ярко себя проявило. Общественный контроль за реализацией механизма финансирования редких орфанных заболеваний – в этой теме крайне важно обеспечить решение двух задач. Первое – это доведение средств до тех, кто в них нуждается, в самом начале 2021 года, а не спустя квартал или два, как это часто бывает в рамках бюджетных процессов. Вторая – это обеспечение контроля за эффективностью расходов денежных средств.
Мы также озабочены ситуацией, сложившейся в сфере опеки и попечительства над недееспособными и несовершеннолетними гражданами, и нацелены на то, чтобы перезагрузить эту сферу, предложить законодателю решения по изменению системы работы органов опеки, по изменению законодательства о психиатрической помощи.
Кроме того, в наших планах и продолжение работы по социальной поддержке граждан, поддержке НКО в условиях пандемии, совершенствование системы ОНК. Здесь мы тоже выходим с определенными инициативами, они уже положены на бумагу.
Обсудить
Рекомендуем