"Это их ценности, это в крови". Кто скучает по временам рабства в Америке

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 20 июн — РИА Новости, Софья Мельничук. Семейные барбекю, молебны и концерты — вчера в США отметили День освобождения рабов. Минуло полтора века, однако расовый вопрос не исчез. Особенно на Юге, где до сих пор вывешивают флаги конфедератов. Избавиться от наследия рабовладения в США оказалось куда сложнее, чем ожидали борцы за права чернокожих. И нынешние протесты тому подтверждение. Кто и почему скучает по "старым добрым традициям", разбиралось РИА Новости.

Флаг конфедератов

Трэвис родился в начале 1990-х на Западном побережье в обеспеченной семье. Дорогие машины, престижная школа, родительская кредитка — казалось бы, у него было все, о чем мечтают подростки. Однако, достигнув совершеннолетия, молодой человек купил огромный пикап, наклеил на бампер стикер с флагом Конфедерации и уехал в Джорджию.
"Я мог потратить наследство как угодно, но выбрал спокойную жизнь в Атланте. Работаю в тире, сам люблю бывать на стрельбище. В общем, о таком и мечтал", — говорит он в беседе с корреспондентом РИА Новости.
Чем именно привлекла его "конфедератская романтика", сказать трудно. "Дело скорее в образе "крепкого орешка" — южанина, который готов с оружием в руках защищать свой дом, если туда сунутся посторонние", — рассуждает Трэвис. Он демонстрирует свои разнокалиберные винтовки, доставая их из специальной кладовки. Сам разглядывает их с любовью, немного хвастается. Не скрывает, что в мыслях не раз прокручивал сценарий, в котором оружие ему пригодится.
На Западе требуют закрыть "газету расистов". Россию уже обвинили
Консервативная Джорджия (таких взглядов здесь придерживаются 42 процента жителей) ему нравится куда больше разношерстной Калифорнии. Но если для Трэвиса стиль Глубокого Юга — это скорее романтика, то для большинства местных — единственный понятный образ жизни, они так воспитаны и не желают слышать о чужих ценностях.
Столь любимый флаг конфедератов здесь начали вывешивать спустя сто лет после окончания Гражданской войны. Демонстрация "Южного креста" была ответом на движение за гражданские права чернокожих в 1950-1960-е. В 1948-м он стал символом недолго просуществовавшей партии "диксикратов".

"Хлопковые" штаты

Эта земля тяжело воспринимала перемены. Пока северные штаты утверждали свободу для всех, а конгресс запрещал торговлю африканцами, Юг не торопился расставаться со своим "имуществом" — к 1860-му рабство сохранялось в пятнадцати штатах. Из двенадцати миллионов населения треть были рабами.
Против Севера первой выступила Южная Каролина и вышла из США. Вскоре конфликт южан-дикси с северянами-янки перерос в Гражданскую войну. Итог известен, но ни освобождение рабов, ни поправки к Конституции не ознаменовали реального раскрепощения. Штат Миссисипи, к примеру, долгое время считал гражданские права афроамериканцев незаконными, а 13-ю поправку (об отмене рабства) там ратифицировали только в 2013 году.
Америке предлагают выбирать между расизмом и анархией
Не смирившиеся с поражением в войне южане создали организацию "Ку-клукс-клан", печально известную зверскими расправами над чернокожими и судами Линча. Кроме того, на Юге действовали так называемые законы Джима Кроу, названные в честь чернокожего комического персонажа из песенки "Прыгай, Джим Кроу" и устанавливавшие расовую сегрегацию.
Никаких смешанных браков. У афроамериканцев свои школы, отели, магазины, рестораны, больницы, туалеты, места в общественном транспорте. Чернокожие жили в отдельных районах и практически не пересекались с белыми, если только не работали прислугой или официантами.
Официально сегрегацию в США отменили относительно недавно — в 1964-м, и многие еще помнят заведения "только для белых". Более того, некоторые ностальгируют по временам "порядка и традиций". Особенно на Глубоком Юге — в "хлопковых" штатах Алабаме, Джорджии, Луизиане, Миссисипи и Южной Каролине.
Какой расизм нам не нужен?

Романтика и традиции

"В Атланте еще ничего, а вот в Чарлстоне (старейший город в Южной Каролине. — Прим. ред.) конфедератские флаги чуть не на каждом столбе, — рассказывает корреспонденту РИА Новости житель Атланты Майкл Дженкинс. — Дело не в том, что местные считают людей с другим цветом кожи вторым сортом, а в том, что они верят в ценности. Расовое разделение было частью традиции — хорошей или плохой, неважно. Они их свято чтут, считают, что после того как эти нормы отменили, стало хуже".
Собеседник отмечает, что представление о Глубоком Юге как о диких краях, где процветают идеи расового неравенства, — не более чем стереотип. "Здесь не будут кого-то открыто презирать и тем более убивать из-за цвета кожи. Проблема есть, но такие случаи — редкость. И все же многие считают себя не ровней чернокожим. Это у людей в крови. И чем меньше городок, тем больше это чувствуется", — нехотя признает Дженкинс, добавляя, что говорить о таком не принято — не поймут.
"Я рос в семье из девяти человек, родители трудились не покладая рук. Жизнь была сложная, но мы не рассчитывали на подачки от государства, на продуктовые карточки, пособия. Мы вкалываем и платим налоги, в то время как статистика показывает: большинство преступлений совершают чернокожие, в тюрьмах их тоже больше, да и убивают они друг друга чаще, чем белые. Почему я работаю, как проклятый, а они — нет?" — примерно такова логика современного "конфедерата", поясняет южанин.
Дженкинс сравнивает ситуацию с маятником: раньше белые были всегда правы, а теперь качнуло в другую сторону и — правы черные.
"На улицах полно психов". Американцев рассорило их же оружие
Если многие жители южных городов ограничиваются стикерами на машине или флажками у дома, то владельцы плантаций вывешивают конфедератские флаги в полный размер. "Это люди железной дисциплины, из них, как говорится, гвозди бы делать. Они, как правило, не против какой-то расы, они против определенной модели поведения, — уточняет Дженкинс. — Не любят дармоедов и приживальщиков. По их представлениям ты можешь быть хоть розовым, только работай на совесть".
Сегодня конфедератский флаг стал своего рода политическим заявлением. Для одних это гордость за южное наследие, идеи федерализма, память о Гражданской войне, традиционные ценности. Для других — знак исторического ревизионизма, героизации южан, рабства, идей превосходства белой расы и подрыва государственных устоев. Первые не торопятся снимать полотнища с флагштоков, а вторые не готовы мириться с устарелыми воззрениями и нетерпимостью. И как в таких условиях разрешить расовый вопрос, совершенно не ясно.
Обсудить
Рекомендуем