МОСКВА, 30 апр — РИА Новости, Анна Нехаева. Считается, что джаз — немассовое искусство. Есть легенда, что он появился в Новом Орлеане, но так ли это? Международный день джаза — отличный повод разобраться в домыслах, правдивых историях и ответить на разные вопросы.
Почему джаз — это музыкальный плавильный котел и возможно ли "поженить" джаз и рэп? Правда ли, что в Америке "знают наших" джазовых музыкантов? Как фестиваль в Ницце стал прообразом одного из старейших джазовых фестивалей Москвы? А также — как музыканты помогут российским врачам в борьбе с распространением коронавируса COVID-19. Об этом и не только — в материале РИА Новости.
"Наши" там, а "их" — здесь
«
"Как-то Игорь Бутман выступал вместе с американскими музыкантами в нью-йоркском джаз-клубе в Линкольн-центре, — рассказывает РИА Новости основатель и арт-директор фестиваля "Джаз в саду "Эрмитаж" Михаил Грин. — Известный американский продюсер перед шоу представил его так: "Один из лучших тенор-саксофонистов мира". В России я бы этому не поверил, но там я слышал своими ушами".
А после концерта к Грину подошел известный американский трубач. "Он сказал: "Майкл, я никогда не был в России, хотел бы приехать, — продолжает арт-директор. — Я объяснил ему, что обычно приглашенные музыканты играют на фестивале с нашим аккомпанирующим составом. Он задумался и говорит: "Ладно, но тогда я буду играть только с Яковом Окунем (один из самых известных российских джазменов. — Прим. ред.). О нем тут все знают".
Вот так, оказывается, в стране, где родился джаз, ценят российских коллег-музыкантов.
Это надо видеть и слышать! Марафон Doctor Jazz Party Издатель и главный редактор журнала "Джаз.Ру" Кирилл Мошков считает, что за последние десять-пятнадцать лет сложилась уникальная ситуация, когда российскому музыканту не обязательно эмигрировать в США, чтобы быть признанным на мировом уровне. Примеры — пианист Андрей Кондаков или гитарист Евгений Побожий.
«
"Ведь джаз — немассовое искусство, — уверен Мошков. — Это штучный товар, музыка персональных переживаний и искусство личности. Оно востребовано в мире, когда "прошло" через человека".
Джаз зародился под воздействием культур Африки, Европы, Латинской Америки. А потом в каждом городе развивался с местным колоритом, приспосабливаясь к вкусам местной аудитории. Эта взаимная коллаборация продолжается и сейчас.
Так, многие исполнители знают о фестивале "Джаз в саду "Эрмитаж" и хотят в нем участвовать. Михаил Грин рассказал, что десять лет назад в джазовых клубах Нью-Йорка музыканты сами подходили к нему, предлагая поработать вместе.
"Помню случай с одним из лучших баритон-саксофонистов Гари Смулианом. После его шоу в клубе Village Vanguard (один из старейших джаз-клубов в Нью-Йорке. — Прим. авт.) я подошел к нему, представился. Он заинтересовался: "Как здорово! Я давно в Москве хотел побывать". И все получилось — он приехал на наш фестиваль. А потом также выступал на фестивале в Коктебеле", — отмечает Грин.
Зрители на 16-м Международном музыкальном фестивале Koktebel Jazz Party
1 из 2
Зрители на Международном музыкальном фестивале Koktebel Jazz Party
2 из 2
Джаз пошел на север
А началась история джаза на рубеже XIX-XX веков. Есть красивая легенда, что он был создан в Новом Орлеане.
«
"Да, это был один из важных центров формирования этой новой музыки, но легенду придумало и продвигало туристическое управление города в начале 1960-х годов, — рассказал Кирилл Мошков. — Зарождение джаза проходило на всем юге США, просто в Новом Орлеане быстрее, ведь там была прослойка, которой не было нигде: свободные черные, креолы — потомки союзов темнокожих и французов или испанцев".
Некоторые даже ездили в Европу получать музыкальное образование.
Распространение джаза происходило как взрыв, лавина. Еще один из главных мифов: что его развитие вне Нового Орлеана началось после того, как там в 1917 году закрыли "район красных фонарей". Якобы из-за этого музыканты потеряли работу и им пришлось поехать на север.
«
"На самом деле, они туда направились потому, что США вступили в Первую мировую войну и именно в Чикаго, Нью-Йорке была работа, — объясняет Кирилл Мошков. — С этого времени джаз начинает идти по Штатам. Этот процесс получил название "Джаз пошел на север".
Уже в 1917 году вышла первая пластинка от Original Dixieland Jazz Band, и затем джаз быстро завоевывает другие страны.
В России в 1920-х уже были самодельные ансамбли, которые пытались играть джаз, изучая его по грампластинкам. Американские же музыканты впервые выступили в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и Одессе в 1926 году.
Свой путь российского джаза
Первый (задокументированный) джазовый концерт в России прошел в октябре 1922 года и сразу произвел фурор. В столице выступал джаз-банд Валентина Парнаха, и там была вся Москва, включая наркома просвещения Луначарского.
А первопроходцы советского джаза — ансамбль Александра Цфасмана "АМА Джаз", сохранились их записи конца 1920-х годов.
После была полемика о джазе, эпоха "разгибания саксофонов". Позже, в 1956 году, в фильме "Карнавальная ночь" джазовую пьесу играет так называемый Ансамбль пенсии и пляски. И уже в 1957 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве впервые за 30 лет выступали иностранные джазовые музыканты — из Великобритании, Австралии, Исландии, Чехии.
Кадр из фильма "Карнавальная ночь"
1 из 4
Сцена из фильма "Карнавальная ночь"
2 из 4
VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Москвичи встречают гостей из Южной Америки
3 из 4
Открытие VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на стадионе "Лужники" 28 июля 1957 года
4 из 4
Первое поколение наших звезд начало свою карьеру именно тогда — это Игорь Бриль, Алексей Козлов.
«
"Интерес к джазу шел по нарастающей, но спокойно, — рассказал знаменитый джазовый пианист Михаил Окунь. — Это не было всеобщей страстью, как The Beatles. Я это застал, когда учился еще в школе. А после фестиваля молодежи и студентов (увлечение джазом. — Прим. ред.) стало более распространенным".
При этом джаз аккумулировал в себя совершенно разные направления музыки. "Это был обычный производственный процесс, — поясняет Окунь. — Например, и молодой Шопен, и Бетховен жили в одно и то же время, но они писали разную музыку. Здесь то же самое. Просто джаз развивался быстрее, потому что впитывал в себя многие достижения классики".
В советском джазе были слышны еврейские мелодии, цыганский романс и другие национальные мотивы.
А как только появился рэп, начались попытки "поженить" и его с джазом. Ведь многие биты, которые использовали рэперы, — джазовые. Такие же заимствования были и в танцевальной музыке.
«
"В современном американском джазе пытаются соединить эти две традиции. Иногда получается органично для их местной культуры. У нас, например, у "Касты", уже ставшей классикой жанра, есть треки, где играют джазовые музыканты", — рассказал Кирилл Мошков.
Здесь все равно лучше
Интересно, что старейший московский джазовый фестиваль в саду "Эрмитаж" возник по примеру музыкального форума в Ницце.
Певица из Кабо-Верде Сезария Эвора на джазовом фестивале в Ницце
1 из 2
Рэй Чарльз на ежегодном благотворительном мероприятии в Пасадине, Калифорния
2 из 2
«
"Все началось с того, что в 1994 году я побывал в Ницце на музыкальном фестивале на открытом воздухе, — рассказывает арт-директор "Джаза в саду "Эрмитаж" Михаил Грин. — Там выступали те, кого я слушал только по радио или на пластинках: Рэй Чарльз, Сезария Эвора. Возникла идея сделать что-то такое и у нас".
Первый сезон состоялся в августе 1998 года, длился три дня, и в его разгар наступил дефолт. "Тем не менее в некоторые дни у нас было по пять тысяч человек, и в такой экстренной ситуации мы вышли "в ноль". Поняли: это дело надо продолжать", — вспоминает Грин.
А Международный день джаза (его проводят с 2012 года) позволил подключить к этому направлению новых слушателей и музыкантов.
Михаил Грин поясняет, что в России сейчас "появляются и расширяются возможности — создаются джазовые колледжи, академии, проводится все больше фестивалей".
Яков Окунь в составе квартета Михаила Окуня выступает на Волошинской сцене на 16-м Международном музыкальном фестивале Koktebel Jazz Party
1 из 3
Выступление артистов на гала-концерте All-star Global Concert в Международный день джаза на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
2 из 3
Зрители на гала-концерте All-star Global Concert в Международный день джаза на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге
3 из 3
Онлайн-марафон Doctor Jazz Party
Тридцатого апреля в 16:00 по Москве пройдет онлайн-марафон Doctor Jazz Party в поддержку российских больниц и их сотрудников, врачей и медицинского персонала. Организаторами выступают МИА "Россия сегодня", медиагруппа "Красный квадрат" и Международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party при поддержке Российского фонда прямых инвестиций (
РФПИ) и Альянса по борьбе с коронавирусом COVID-19.
В Сети появился плей-лист марафона Doctor Jazz Party Трансляция марафона будет вестись на сайтах и в аккаунтах социальной сети "ВКонтакте"
ria.ru, также фестиваля
Koktebel Jazz Party и на сайте
стопкоронавирус.рф. #МыВместе — официальный хештег марафона.
Информационные партнеры благотворительного онлайн-марафона Doctor Jazz Party: телеканалы
"Россия 24" и
"Россия — Культура", проект
The city телеканала "Москва 24", информационный канал
Вести.Ru, радиостанция
"Вести FM",
Радио JAZZ 89.1 FM, поисковая система и интернет-портал
"Яндекс", общероссийская акция взаимопомощи
мывместе2020.рф, АНО "Национальные приоритеты"/сайт
стопкоронавирус.рф, радио
Sputnik.
Средства в поддержку российских больниц, а также для приобретения средств индивидуальной защиты медиков в региональных стационарах и клиниках можно перевести благотворительному фонду помощи взрослым
"Живой", ставшему оператором марафона. Для этого необходимо отправить СМС-сообщение со словом "ДЖАЗ" и указанием суммы (например, "ДЖАЗ 300") на короткий номер 3443.
В марафоне Doctor Jazz Party примут участие музыканты из девяти стран Koktebel Jazz Party возник в 2003 году как частная инициатива родоначальника коктебельского джаза — журналиста Дмитрия Киселева. В разные годы фестиваль посетили легендарный джазовый барабанщик Джимми Кобб (США), лауреат премии "Грэмми" за лучший альбом латинского джаза Гонсало Рубакальба (Куба), известный своей инновационной техникой игры американский бас-гитарист и контрабасист Стэнли Кларк, звезды ню-джаз Club Des Belugas (Германия), уникальный саксофонист Роберт Анчиполовский (Израиль), немецкая группа De-Phazz из Гейдельберга. Гостем KJP-2017 стал президент России Владимир Путин.
Фестиваль проводится МИА "Россия сегодня". Организацией фестиваля занимается медиагруппа "Красный квадрат". С 2014 года Koktebel Jazz Party проводится при поддержке Министерства культуры России.
Koktebel Jazz Party проведет онлайн-марафон в поддержку врачей Российский фонд прямых инвестиций (
РФПИ) основан в 2011 году для инвестиций в акционерный капитал компаний совместно с ведущими иностранными стратегическими инвесторами. Совместно с партнерами РФПИ реализовал более 80 проектов общим объемом свыше 1,8 триллиона рублей, охватывающих 95 процентов регионов России.
Благотворительный фонд помощи взрослым
"Живой" был основан в 2010 году для оказания помощи тяжелобольным людям в возрасте от 18 до 60 лет, нуждающимся в срочном лечении и реабилитации. С 2017 года фонд также работает над оказанием помощи российским больницам и социальным учреждениям. В связи с пандемией коронавируса фонд принял решение о старте проекта по закупке и отправке средств индивидуальной защиты врачам российских больниц в регионах. На 22 апреля фонд оказал помощь 26 больницам по всей России.
Мариам Мерабова — о самоизоляции, романтике в Риме и мечтах об Армении