МОСКВА, 20 апр — РИА Новости, Мария Семенова. Российские школы перешли на удаленку: дети и педагоги видятся только во время онлайн-уроков. Большинство родителей в ужасе: им приходится тратить в два раза больше времени на занятия со своими школьниками, а ведь и собственную работу никто не отменял. Не лучше и учителям — в онлайн-режиме саботировать уроки легче легкого. Отдельная история — дистанционное обучение в селах, где плохо работает интернет.
"Буквально умирала"
Инна Гальперина (имя изменено) находится сразу по обе стороны баррикад: она учитель английского в деревенской школе Рязанской области и мать четверых детей, которые теперь занимаются дома. При этом у Инны есть еще и младшие, детсадовского возраста, — они тоже требуют внимания. Дистанционка в школе, где работает Гальперина, началась 6 апреля.
Если в городах все более-менее отлажено: у всех скоростной интернет, а сбои на образовательных платформах (многие жаловались, что первую неделю сервисы "лежали") уже исправили, то в селах иначе. Никаких уроков в Zoom или Skype — для этого просто нет технической возможности. В Рязанской области большинство занятий проходит на региональной образовательной платформе — учитель подбирает материал, а школьники изучают его сами, при необходимости задают вопросы в мессенджерах. Но доступ к ресурсу есть не у всех, тогда педагог копирует задания в WhatsАpp. Там же просит: "Аня, ответь". И Аня записывает аудио.
«
"Первую неделю, пока и я, и дети привыкали к этому двустороннему изменению нашей жизни, было очень сложно. Я буквально умирала: не знала, как все систематизировать, сделать удобным", — признается Гальперина.
Есть еще проблема: одни учителя на "ты" с компьютером, а другим, особенно пожилым (их очень много в регионах), тяжело перестроиться. Инна и сама замечает разницу подходов у коллег, которые преподают ее детям.
"Первоклашку не просят выполнять задания онлайн, мы с ней делаем домашку после рабочего дня. У сына в третьем классе учительница ладит с компьютером: наговорила материал, кинула ссылки, всех опросила и в конце урока объявила оценки. В этом классе родители довольны. Самое тяжелое — резкая перемена: было три недели каникул, все расслабились, и тут началась учеба, причем в новых обстоятельствах, каких раньше никогда не было", — описывает ситуацию собеседница.
Истории родителей, забравших детей из школы на домашнее обучение Спрашиваю Инну, как ей удается все успевать. "А я и не успеваю, — улыбается она. — Что-то проседает, но так и при обычной учебе случалось, ничего нового. На что хватает сил, то делаю, остальное — как получится".
"Сфотографировали — и будьте рады"
Отдельная сложность — проверка домашних работ.
«
"Ученики высылали мне выполненные задания на почту, в вотсап, крепили на региональную платформу, где мы занимаемся, отправляли без подписей. "Я сделал домашку", — пишет неопознанный номер в вотсапе. А у меня 11 классов, я хоть и преподаю в малых группах, но это все равно больше 120 детей. И все они нон-стоп, круглосуточно присылают задания — с момента окончания урока до поздней ночи. Я попросила отправлять мне все только на почту, там хотя бы не потеряется, но потом позвонила классный руководитель и сказала: "Пожалуйста, не требуйте с них этого, тут есть многодетные семьи, где один телефон на всех. Сфотографировали, прислали — будьте рады". Что ж, принято, будем снижать планку", — живописует Гальперина учебный процесс.
И, конечно, многие ученики списывают из сборников готовых домашних заданий — а если не получается, просто перестают отвечать на сообщения.
"Я стараюсь давать творческие задачки, которые нельзя подсмотреть, — в таком случае они просто ничего не присылают. "Ой, Инна Валерьевна, а у меня не было интернета". Или: "Не получили? А я отправлял". Когда я прошу прислать еще раз — пропадает с радаров. Родители должны выступать кураторами детей, иначе они не будут учиться. У меня дома такая же история. "Почему ты не сделал домашнее задание?" В ответ: "А я не мог, не знал".
"Хотела учить сама — не вышло". Что родители не скажут о домашнем обучении Инна признает: дистанционное обучение не способно заменить очное, особенно в начальной школе. "В младших классах, где требуется объяснение учителя, качество занятий страдает. Я, конечно, стараюсь каждому ребенку отправить аудио, но живого отклика не хватает".
При этом учителя сельских школ крутятся как могут — например, проводят аудирование в мессенджерах: дети читают отрывок из учебника и отправляют голосовое сообщение педагогу. Но так как формат еще сырой, ошибки и недопонимание неизбежны.
"Была тема "Образование множественного числа" у второго класса. Я загрузила на платформу видеоурок и в тот же вечер получила обратную связь от родителей: "Да, мы посмотрели, но все тут же забыли. А где же таблица, чтобы в тетради что-то осталось?" Да, говорю, извините, мой косяк. Отправила им таблицу", — вспоминает учитель.
Около 94% российских школьников находятся на дистанционном обучении Хотя расписание у школьников никто не отменял, они не всегда синхронно изучают материал и выполняют задания.
В идеале это выглядит так: "Ребенок заходит на платформу — у него по расписанию английский, он действует в последовательности, которую я обозначила: смотрит ролик или слушает аудиофайл, читает правила, делает упражнение из учебника, повторяет словосочетание вслед за диктором". В реальности же — одни занимаются вечером, когда приходят родители, другим приходится все дублировать в мессенджер. "Синхронно работают процентов восемьдесят. У остальных может быть нехватка компьютеров или ребенок в первом-втором классе — не справляется без родителей", — объясняет детали Гальперина.
И все-таки учитель смотрит на ситуацию с оптимизмом. "Сейчас могу сказать, что мы справляемся. Если бы вы позвонили в первую неделю, я бы ответила, что это ужас кромешный".
"Ловим интернет на дороге"
Еще интереснее ситуация с дистанционным обучением складывается в местах, где интернета нет вовсе. Так, жители деревни Кульметово в Башкортостане ежедневно отъезжают с детьми за четыре километра от населенного пункта — связь только там. Школьники занимаются в машинах. Семья Латыповых специально для этого приспособила стол к переднему пассажирскому сиденью.
«
"Когда у дочки уроки онлайн, я беру ее с собой. Если учитель просто по вотсапу отправляет задания, еду одна в девять утра. Потом мы делаем уроки, вечером снова еду и отправляю фотографии", — рассказывает Лидия Латыпова.
В Кульметово живут родители ее мужа. Семья приехала сюда из Уфы в конце марта, когда у дочери были каникулы. Но в город решили не возвращаться: "там уже началось".
"То ли стесняются, то ли боятся": зачем молодые люди уезжают в провинцию "Нет мобильной связи, газа, дорог — Богом забытая деревня. Если бы были условия, мы бы здесь и жили. В Кульметово есть начальная школа — шестеро детей учатся. За теми, кто постарше, приезжает автобус из Еланлино, тринадцать километров от нас, а кого-то родители своим ходом возили в поселок Межевой — это ближе, но уже в Челябинской области. Так было до изоляции, конечно", — уточняет собеседница.
"Разрываться на двух полноценных взрослых еще не научилась"
Но и в крупных городах, где не нужно ездить к вышке, чтобы быть на связи с учителем, родители встретили новость о дистанционке в штыки.
Анна из Москвы, мать восьмиклассника, недовольна: в их школе все организовано неплохо, однако ей все равно не нравится такой формат.
«
"Расписание обычное. И проблема как раз в этом: не может ребенок сидеть перед компьютером с девяти до 16 часов. На этой неделе ввели разделение на электронное обучение и дистанционное: второе — с участием педагога, первое — самостоятельное. Я надеялась, что появятся задания в учебнике, а не очередные презентации и тесты. И, конечно, очень неудобен электронный дневник: то висит, то технические работы", — сетует она.
Впрочем, Анна признает, что лично у нее не добавилось хлопот с онлайн-уроками, все-таки ее ребенок уже в восьмом классе.
А вот Резеда Рыбалко из Екатеринбурга справляется с трудом, хотя сама по профессии социальный педагог и организатор образовательных проектов. Ее двое сыновей учатся в начальной школе, кроме того, нужно найти время для третьего ребенка — ему два года. "Задавать, может быть, больше и не стали, но кажется, будто завалили с головой. Надо успеть выполнить все то, что обычно делают в классе, а потом еще и домашку. Это свалилось на плечи родителей! И кажется, что учителя соревнуются между собой, кто больше задаст. Но так как я немного связана с образованием, знаю, что нагрузка на педагогов сейчас тоже нешуточная", — замечает Резеда.
Стажировка и работа в режиме онлайн: как помочь студенту с работой Детям тяжело ориентироваться в многообразии образовательных платформ и заданий — родителям приходится их направлять, и нужно найти время для каждого.
"Разрываться я пока не научилась. Считаю, что дистанционка в начальной школе недопустима. До 14 лет человеческий мозг иначе работает — я сейчас как педагог говорю. Не все учителя проводят уроки онлайн. Некоторые присылают запись и задание к нему в мессенджеры. Но есть и те, кто стабильно каждый день занимается и пытается организовать хоть какую-то групповую динамику. Парни, бедняги, стараются, но совершенно не понимают, что нужно, например, сделать задание по информатике, а для этого его надо найти — и выложено оно не там, где ИЗО, музыка, английский и физкультура. Считается, что задания публикуются в электронном дневнике, но на самом деле не все учителя успевают. В результате все находится на разных платформах. Сейчас их работа немного наладилась — первую неделю они "лежали пластом", — объясняет собеседница.
"Я — вредный учитель"
В Москве онлайн-уроки проходят обычно в Zoom, кроме того, школы используют системы МЭШ, РЭШ, "Решу ОГЭ".
«
"Мы работаем по расписанию, примерно половина уроков онлайн. Остальное — электронное обучение. Вывешиваем материалы для ознакомления: видеоурок, презентация, отсылка к какому-то ресурсу и небольшое задание на понимание пройденного, с которого я всегда начинаю следующее онлайн-занятие. Понятно, что есть искушение что-то подсмотреть, списать, но я такой вредный учитель, что 80 процентов заданий придумываю сама", — рассказывает Ксения Яновская.
По ее словам, иногда дистанционные уроки получаются даже интереснее — играет роль фактор новизны, к тому же некоторые дети дома чувствуют себя более комфортно.
"Отклик есть, нет ощущения, что я общаюсь сама с собой. Вообще, этот формат подстегивает, начинают отвечать ребята, от которых не ожидаешь, а они раскрепощаются", — делится наблюдениями Ксения.
По словам Яновской, сложностей с визуализацией нет: "Можно показать презентацию или видео, есть "чистая доска" — для наглядного разбора предложений. Еще мы осваиваем деление на группы: в Zoom можно создавать отдельные залы, где каждая команда получает свое задание, потом снова объединяемся и обмениваемся идеями. Практически все методы, что я применяю в школе, здесь тоже неплохо работают".
В конце каждого урока нужно решить тест или ответить на проблемный вопрос.
"Ленины и Христосы"
Пока в отдаленных районах учителя решают проблемы с интернетом, в Москве педагоги не знают, как ограничить чересчур резвых пользователей ПК. Иногда на уроки в Zoom ученики заходят под выдуманным именем и безбоязненно срывают занятия.
"Вчера на психологическом тренинге о том, как сохранить настрой перед экзаменами, кто-то врубил порнушку. Вот и весь тренинг — пришлось перенести занятие на другой день. Но опять-таки детей никто не обвиняет. Учителя говорят: это мы не готовы, не умеем пользоваться программами, школьники затыкают нас за пояс, нужно стремиться быть с ними наравне", — описывает Ксения Яновская.
Где найти управу на неадекватных подростков, которые травят учителей Вместе с тем педагог признает, что лично ей повезло: ученики не допускают подобных выходок. Всех школьников она заранее попросила "оставить приколы на потом" и указывать настоящие имена. А вот коллеги Яновской жалуются: "К ним на уроки заходят Ленины, Сталины, Христосы. Какое-то безумие творится! У меня был только один такой ребенок — с ником "Чебурашка". Когда я попросила представиться, он сразу вышел из чата".
"На самом деле я кайфую"
Яновская утверждает, что у педагогов меньше работы не стало. "Самое сложное, что в сутках мало часов. Три смены: сначала ты уроки готовишь, потом проводишь, после этого проверяешь. Оптимизировать, уменьшить нагрузку на глаза пока не получается. Сплю по пять часов, недавно легла в 03:40 — штудировала источники. Для меня среда — священный день: литература в девятом классе. Я настолько прикипела к этим детям, что мне каждый раз хочется сделать для них что-то особенное. У нас был Есенин, и я придумывала, как расскажу о своей поездке в Константиново. Они так благодарили, это было очень трогательно и ценно. Двоечничек мой, должничок, который до сих пор закрывает "хвосты" за третью четверть, написал: "Спасибо большое за сегодняшний урок". Таких занятий, конечно, немного, но детям в изоляции это очень полезно, равнодушным никто не остается".
Несмотря на сложности, Ксения признается: "На самом деле я кайфую". И объясняет: "Не от системы, а от ребят. У них такая отдача!"
«
"Хочется все уместить в один урок, а он идет уже не 45 минут — сессия ограничена до получаса. Самое удивительное: если они видят, что я не успеваю, подключаются снова. Разумеется, не все, но я ни в коем случае не обижаюсь: время урока кончилось, дальше уже дело каждого. А потом просто говорю им, как благодарна. Мне повезло, что у меня такие детки и трудностей нет — разве только не видимся, не можем вместе что-то "начудить". У меня пятый, седьмой и девятый классы. Классное руководство у пятого, но они все мои".