Табачные гиганты обещают "мир без курения". Как это будет в России

Читать на сайте Ria.ru
В начале марта в Госдуме планируется поставить точку в вопросе, затрагивающем интересы миллионов людей и судьбу миллиардов рублей в государственных и частных карманах. На карту поставлено очень многое — и очень многие готовы пойти на все, чтобы остановить или хотя бы замедлить неизбежное.
Как ожидается, 3 марта состоится рассмотрение поправок во втором чтении к закону "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", которые предполагают запрет на продажу альтернативных курительных систем (электронных сигарет, вейпов и т. д.), а также любой никотиносодержащей продукции, в том числе квазимедицинской и "способствующей отказу от курения" (пастилки, пэки, снюсы и т. д.).
Предполагается, что этот запрет продлится минимум два года — до принятия нового техрегламента Евразийского экономического союза.
Итоговые поправки ко второму чтению антитабачного закона были обсуждены 14 февраля на заседании рабочей группы Госдумы, где присутствовали представители Минздрава и Роспотребнадзора, а также представители отраслевых союзов и компаний — производителей табачных изделий.
В Минздраве призвали распространить антитабачный закон на вейпы
На самом деле история с постепенным закручиванием гаек в табачной сфере длится уже достаточно давно, но, похоже, в этот раз законодатели, представители государственных ведомств и руководство страны решили довести дело до конца, объявив, по сути, войну мировым табачным гигантам и рискуя вызвать протесты со стороны армии традиционных и "электронных" курильщиков.
Двадцать седьмого мая прошлого года бывший на тот момент премьер-министром Дмитрий Медведев дал Минфину поручение наложить акцизы на электронные системы доставки никотина (ЭСДН, они же вейпы). Также правительство внесло в Госдуму соответствующие поправки к Налоговому кодексу.
В конце прошлого года комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил поправку о введении с 2020 года акциза не только на электронные системы доставки никотина, но и на устройства для нагревания табака, чтобы соблюсти баланс, причем с постоянной последующей индексацией.
Тогда же правительство утвердило "Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотиносодержащей продукции в РФ на период до 2035 года и дальнейшую перспективу", предложенную Минздравом. Согласно документу, предполагается снизить в стране количество курящих с нынешних 29% до 21%. Кроме того, были озвучены планы по полному вытеснению с рынка всей табачной продукции начиная с 2050 года. В Совете Федерации также есть мысли попрощаться с кальянами и кальянными смесями.
Перспектива фактического исчезновения в России целого сектора табачного рынка (а это один рынок, как бы ни пытались убедить в обратном власти и население производители альтернативных курительных систем) приводит его главных бенефициаров в негодование — и есть от чего.
По самым скромным подсчетам, мировой рынок табака составляет минимум один триллион долларов в год.
При этом Россия является самой курящей из крупных стран и вторым по величине мировым табачным рынком после Китая, что, вероятно, очень нравится таким компаниям, как Japan Tobacco, Philip Morris и British American Tobacco, совокупно контролирующим 80% российского табачного рынка и, надо думать, больше всех заинтересованным в сохранении статус-кво.
Курящая Россия также очень нравится производителям электронных сигарет и вейпов: уже в 2015 году она вошла в число семи стран, на которые приходится 75% мирового рынка вейпинга, а рост продаж альтернативных систем курения до недавнего времени наголову превышал темпы роста любого другого сектора потребительского рынка. Доля использования одноразовых систем среди всех заметных рынков ЭСДН у России также была и пока остается самой высокой.
И подобная благостная картина в суперважной стране до сих пор наблюдалась на фоне беспрецедентной по накалу кампании по запрету электронных сигарет в США, а также растущего напряжения в Европе. На данный момент ситуация с электронным курением в США определяется как "паника" и "эпидемия": из-за скорости роста продаж (с 2012-го по 2016 год продажи е-сигарет там выросли на 132%), а также из-за стремительно растущей популярности в среде подростков и молодежи. По различным данным, число молодых и юных курильщиков электронных сигарет в США растет на 1,5 миллиона человек в год. К общей удручающей картине прибавился лавинообразный рост заболеваний и смертей, ассоциирующихся именно с курением электронных сигарет.
Многоразовые электронные сигареты и вейпы стали подакцизными товарами
В результате в начале этого года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) в качестве первого шага запретило к продаже электронные сигареты со всеми вкусами, кроме вкуса собственно табака и ментола, что сильно ударило и по имиджу производителей данных устройств, и по продажам.
Потерять еще один — большой и активный — рынок производители и их группа поддержки никак не хотят и хором делают разные заявления, озвучивающие весьма похожие аргументы.
В общем, сейчас борцы за права курильщиков заявляют, что "инициатива властей — результат отношения к курильщикам как к дойной корове". Сокрушаются, что "пострадавшими будут собственно курильщики, у которых не будет возможности найти альтернативный продукт, менее вредный". Отмечают, что "электронные курильщики — это те, кто не может отказаться от табака полностью", а их душат. И так далее.
Но тут нужно сделать важное пояснение: в большинстве случаев за популярными марками электронных сигарет и вейпов стоят те же крупные производители. Например, британская Imperial Tobacco Group, владелец табачных брендов Davidoff, R1 и West, владеет и брендом e-сигарет Blu. За IQOS стоит Philip Morris International, за Vype, glo и iFuse — British American Tobacco. Электронные сигареты Logic и E-Lites продвигает Japan Tobacco, а Vuse — компания RJ Reynolds, производитель Camel и Lucky Strike. На JUUL зарабатывает табачный монстр Altria.
Ученые нашли редкое заболевание, вероятно, вызванное курением вейпа
Со своей стороны, производители электронных курительных устройств называют свои товары "продуктами пониженного риска", потому что по сравнению с традиционными сигаретами они несут "потенциально меньший риск для здоровья". Компании также через одного озабочены тем, что прекращение продаж их "инновационной продукции" лишит государство заработка (с акцизов) и сильно ухудшит экономическую ситуацию.
С этим аргументом помогут разобраться открытая статистика и калькулятор.
Например, в 2018 году в США доходы государства от табачных акцизов составляли 12,86 миллиарда долларов. В то же время ежегодные экономические потери от курения (болезни, смерти, снижение производительности труда, побочные расходы) составляют 300 миллиардов долларов.
В России средняя ежегодная выручка от табачных акцизов — в районе 500 миллиардов рублей (около восьми миллиардов долларов).
По разным оценкам, прямой и косвенный ущерб от курения во всех его видах находится в пределах от одного до трех процентов ВВП. Если принять версию бывшего министра здравоохранения России Вероники Скворцовой, то из-за курения наш ВВП ежегодно теряет два процента, то есть примерно 32 миллиарда долларов.
Иными словами, есть основания полагать, что курение нельзя назвать драйвером экономического роста даже с очень большой натяжкой. Это понимает и государство, которое начинает делать в этом направлении решительные шаги.
Это прекрасно понимают и основные мировые игроки табачного рынка. На фоне неуклонного сокращения потребления табака в мире (лишь за три месяца 2018 года снижение было в три раза более быстрым, чем за три предыдущих года) они также понимают, что сейчас у них есть лишь один шанс сохранить свои деньги и свое влияние.
Привыкание и смертельные осложнения: эксперты рассказали, чем опасны вейпы
Именно поэтому неформальный предводитель "табачников", Philip Morris, громко объявил о своей новой инициативе: "будущее без курения". Представитель компании пояснил, что устройства, которые не жгут, а нагревают табак, "однажды заменят сигареты. И общество ожидает от нас ответственных шагов". Представитель их материнской компании, Altria, был еще более конкретен: "Мы делаем решительные шаги к будущему, где взрослые курильщики полностью перейдут на электронные сигареты". По некоторым данным, визионеры табачных компаний предполагают, что полное замещение традиционных сигарет электронными должно произойти в течение 30 лет.
Обсудить
Рекомендуем