Россия не исключает, что политические оппоненты, добивающиеся ее международной изоляции, добьются своего и вытолкнут Россию из Совета Европы. Однако без РФ его работа в значительной мере потеряет смысл. Об этом, а также о подмене Евросоюзом в "деле Скрипалей" тщательно разработанных международным сообществом коллективных механизмов односторонними нелегитимными инструментами карательного характера, в преддверии Дня дипломатического работника РИА Новости рассказал директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин.
— Действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак после встречи с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским заявил о готовности созвать заседание переговорного формата "5+2" до наступления лета. В переговорах по приднестровскому урегулированию в формате "5+2" участвуют Молдавия и Приднестровье как стороны конфликта, Россия, Украина, ОБСЕ – в качестве посредников, Евросоюз и США – как наблюдатели. Когда и где эта встреча может состояться?
— Сейчас на треке приднестровского урегулирования продолжается реализация тактики "малых шагов", кропотливое выстраивание мер доверия между двумя берегами Днестра. Вы правы, в формате "5+2" ОБСЕ является посредником, ЕС и США наблюдателями, а Россия и Украина посредниками и гарантами.
Мы тесно работаем со спецпредставителем действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию Франко Фраттини и главой миссии ОБСЕ в Молдавии Клаусом Нойкирхом. Призываем к тому, чтобы заседания формата "5+2" проходили регулярно, желательно пять-шесть раз в год, как это предусмотрено регламентирующими документами. Такая работа позволяет контролировать ситуацию, согласовывать позиции и влиять на эффективность переговорного процесса. В заявлении, принятом на СМИД ОБСЕ в Милане (6-7 декабря 2018 года), еще раз была выделена роль формата "5+2" как единственной международно-признанной переговорной площадки по приднестровскому урегулированию.
К сожалению, в настоящий момент процесс согласования сроков и места следующей встречи несколько затормозился, поскольку с учетом предстоящих 24 февраля парламентских выборов вице-премьер правительства Молдавии Кристина Лесник, являющаяся политпредставителем в формате "5+2", по закону сложила с себя полномочия. Поэтому к проработке созыва очередной встречи "5+2" можно будет приступить только после формирования нового правительства Молдавии.
— Постоянный представитель России при ОБСЕ Александр Лукашевич ранее призвал организацию взять на особый контроль ситуацию с дискриминаций русского языка на Украине и заявил о необходимости специального доклада Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ на Украине о проявлениях радикального национализма. Как вы оцениваете усилия ОБСЕ в этом направлении? Был ли уже представлен российской стороне упомянутый доклад?
— Мы действительно привлекаем внимание ОБСЕ, ее институтов и миссии на Украине к дискриминационной политике Киева в отношении русского языка. Очевидно, что цель нынешних украинских властей – выдавить русский язык из всех сфер жизни. Наш постпред при ОБСЕ ведет постоянный диалог с верховным комиссаром по делам нацменьшинств Ламберто Заньером. Тот заверяет, что прилагает все усилия к тому, чтобы языковая политика Киева соответствовала международным стандартам и обязательствам ОБСЕ. К сожалению, пока киевские власти саботируют рекомендации верховного комиссара.
Мы также требуем от Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ следить, докладывать и поддерживать соблюдение прав человека на Украине, как это записано в ее мандате. Нам давно уже обещают, что СММ подготовит и издаст обзорный тематический доклад о проявлениях на Украине радикального национализма. Пока его публикация затягивается. Хочется надеяться, что это не связано с предстоящими президентскими выборами 31 марта. Видимо, некоторые кандидаты, в том числе нынешний президент, опасаются, что предание гласности международных оценок разгула в стране неонацизма способно негативно повлиять на их предвыборную кампанию.
— Ранее генсек Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что Комитет министров Совета Европы (КМСЕ) в июне должен решить, как и когда будет применена статья Устава СЕ об исключении России за неуплату взноса. Какие варианты действий есть у Комитета министров? Какого решения вы ожидаете?
— Действительно, после принятого нашей страной в июне 2017 года решения о приостановке выплат в бюджет Совета Европы до восстановления в полном объеме полномочий российской делегации в ПАСЕ генсекретарь СЕ Ягланд неоднократно заявлял о том, что в сложившейся сложной финансовой ситуации КМСЕ летом 2019 года должен будет определиться относительно дальнейших шагов в этом вопросе.
Кроме того, в октябре 2018 года по его поручению было подготовлено юридическое заключение "Ситуация вокруг неуплаты Российской Федерацией взносов в бюджет Совета Европы". Документ подтверждает возможность "приостановления представительства в КМСЕ или ПАСЕ в связи с неуплатой государством-членом взносов в бюджет организации" на основании Статьи 9 Устава Совета Европы.
Между тем отмечается, что определенных критериев (общий срок неуплаты, сумма долга и так далее), равно как и процедуры по принятию в подобных обстоятельствах решения о приостановлении представительства, не существует. Двухлетний период, определенный Уставной резолюцией 1994 года как основание для применения Статьи 9, носит рекомендательный характер. Таким образом, условия имплементации Статьи 9 должны определяться КМСЕ отдельно для каждого случая с учетом влияния неуплаты взносов на функционирование организации в целом.
В истории Совета Европы были лишь два случая невыплаты государствами своих взносов более чем за два года. Это были Грузия, не платившая четыре года, и Молдавия с трехлетней задолженностью. Однако из-за ссылки указанных стран на так называемые исключительные обстоятельства Статья 9 задействована не была. По мнению юрисконсульта СЕ, исключительные обстоятельства наступают в случае форс-мажора. Это могут быть сильные природные катаклизмы, экономический кризис или гражданская война. В общем-то, мало что известно об "исключительных обстоятельствах", которыми Молдавия в 1999-2001 годах и Грузия в 2001-2004 годах мотивировали свой отказ платить в бюджет СЕ. Вместе с тем следует отметить, что обстоятельства нарушения уставных прав страны-члена, как это имеет место в российском случае, являются, на наш взгляд, поводом для отдельной проработки экспертами.
В практическом плане для осуществления положений Статьи 9 Устава СЕ необходимы две трети голосов участвующих в голосовании постоянных представителей в КМСЕ. Вопрос о целесообразности постановки вопроса о приостановлении представительства на голосование также относится к компетенции Комитета министров.
На сегодня, по нашим оценкам, многие страны-члены Совета Европы исходят из того, что Россия должна продолжать участвовать в работе Совета Европы. Однако также не секрет, что наши политические оппоненты, добивающиеся международной изоляции России, хотели бы вытолкнуть нас из организации. Такой сценарий в принципе не исключен, если курс на усиление конфронтации будет продолжен. При этом надо иметь в виду, что без нас работа страсбургской организации в значительной мере потеряет смысл. И это хорошо сознают в европейских странах, которые стоят на реалистичных позициях.
Со своей стороны отмечу, что мы к конфронтации не стремимся. Наоборот, мы открыты для самого широкого взаимодействия с партнерами. Ожидаем от них восстановления наших законных прав, после чего наши выплаты будут возобновлены в полном объеме. По-прежнему считаем, что наилучшим способом обеспечения интересов народов, проживающих на европейском континенте, было бы продолжение формирования общего гуманитарно-правового пространства от Атлантики до Тихого океана на основе советоевропейских конвенций. Если же наши недруги решатся на крайние меры, то всю ответственность за развал этого общеевропейского дома будут нести те, кто эту конфронтацию затеял.
— ЕС утвердил первый список санкций в рамках нового режима ограничительных мер из-за событий в Солсбери, в который вошли девять человек и одна организация. Глава дипломатии Евросоюза Федерика Могерини заявила, что включение россиян в санкционный список ЕС по химоружию является обоснованным. Введение санкций со стороны ЕС было ожидаемым? Будет ли второй список, на ваш взгляд?
— Упомянутое вами решение ЕС о введении ограничений в отношении наших граждан под предлогом их причастности к инциденту в Солсбери считаем предвзятым и политизированным.
Как известно, в октябре прошлого года Евросоюз изобрел новый механизм односторонних рестриктивных мер в связи с "распространением и использованием" химоружия. Изначально данный механизм преподносился еэсовским Брюсселем как рамочный и будто бы не имеющий конкретной страновой направленности. Однако первыми его воздействие ощутили на себе граждане России и Сирии – государств, арсеналы химоружия в которых были полностью ликвидированы под контролем Организации по запрещению химического оружия.
О "доказательной базе", на которой выстроены обвинения ЕС в адрес наших соотечественников, говорить не приходится. Ее попросту не существует. Вместо того, чтобы побудить британских партнеров, пока еще сохраняющих членский статус в ЕС, к проведению полноценного расследования обстоятельств "дела Скрипалей" совместно с российской стороной, в Брюсселе предпочли довериться поднятой Лондоном информационной шумихе в духе highly likely. О невысоком качестве политико-правовой проработки еэсовского решения свидетельствует хотя бы то, что двое из четырех российских граждан фигурируют в нем с альтернативными фамилиями и даже местами и датами рождения (одному, например, приписывают два места рождения – в России и Таджикистане).
Тревожит другое. Присваивая себе право определять виновных в распространении и применении ОМУ и наказывать их по своему усмотрению, Евросоюз, на наш взгляд, демонстрирует неуважение к действующим в этой чувствительной сфере международно-правовым инструментам, в частности к Конвенции о запрещении химического оружия. Налицо подмена тщательно разработанных международным сообществом коллективных механизмов односторонними нелегитимными инструментами карательного характера. Едва ли такой подход будет способствовать укреплению стабильности в международных отношениях.
Что касается вероятности появления второго и последующих списков подобного рода, полагаю, что вам следует обратиться с этим вопросам к их непосредственным авторам.