МОСКВА, 5 июн — РИА Новости. Государственно-частное партнерство является оптимальным механизмом решения задач создания новой транспортно-логистической инфраструктуры, в частности, на востоке страны и коридора "Север — Юг", достижения качественного рывка в модернизации промышленности, сообщил в интервью РБК генеральный директор компании "ВТБ Инфраструктурный холдинг" Андрей Аверин.
"Сегодня одним из главных факторов развития экономики становится скорость: необходимо в максимально сжатые сроки создать новую транспортно-логистическую инфраструктуру, в частности, на востоке страны и коридор "Север — Юг", совершить качественный рывок в развитии и модернизации промышленности, добиться технологической независимости, не забывая при этом о проектах социальной инфраструктуры. И все это на фоне достаточно высокой стоимости денег и повышения расходов государства на обороноспособность", - сказал Аверин.
ГЧП за счет привлечения частных инвестиций позволяет ускорить старт таких проектов, не создавая излишнюю нагрузку на бюджет, снижает госрасходы на управление и контроль, повышает операционную эффективность проекта. При этом доходность инвестора связана с эксплуатационными показателями, что обеспечивает высокий уровень технологичности и качества на всем жизненном цикле.
Аверин подчеркнул, что инвестиции в инфраструктуру не только повышают инвестиционную активность и макроэкономические показатели, но и оказывают мультипликативные эффекты на развитие экономики.
«
"По нашим оценкам, каждый рубль инвестиций в инфраструктурный проект, если он тщательно проработан и грамотно структурирован, дает экономике 3–5 рублей в виде прямых и косвенных эффектов на горизонте 15–20 лет. Поэтому крупнейшие — триллионные — инфраструктурные стройки, которые сейчас запускаются в нашей стране, изначально структурируются в рамках государственно-частного партнерства", - отметил он.
По оценкам аналитиков ВТБ, в денежном выражении рынок ГЧП за последние семь лет вырос как минимум в три-четыре раза. Также растет масштаб проектов. "Потенциал у рынка очень большой: объем инфраструктуры, необходимой нашей стране в ближайшие 10–20 лет, оценивается в 30 триллионов рублей. По нашим оценкам, 40–50% от этого объема можно реализовать с помощью механизмов с элементами ГЧП", - пояснил эксперт.
Он указал, что, помимо проектов в области транспортной инфраструктуры, сейчас появилось много новых интересных для применения концессионных механизмов отраслей. Это ИТ-инфраструктура, в том числе для работы с большими данными, космическая отрасль, где проекты могут быть сравнимыми по стоимости с крупными дорогами.
"В последнее время в этих индустриях создаются необходимые для ГЧП законодательно-нормативные условия. Несколько таких проектов уже даже реализовано: например, по данным Национального центра ГЧП, на конец прошлого года в России в работе находилось 35 городских ГЧП-проектов в сфере ИТ", - отметил Аверин в интервью РБК.
Кроме того, сейчас идет активная работа над созданием законодательной базы для промышленного ГЧП, в рамках которого частные инвестиции в развитие промышленности будут осуществляться под долгосрочные — на 20–30 лет — обязательства со стороны государства по загрузке новых мощностей, выкупу продукции, гарантии защиты, добавил он.