С.-ПЕТЕРБУРГ, 27 апр – РИА Новости. Конституционный суд (КС) России направил на пересмотр дело жителя Красноярского края, уволенного из-за отказа переезжать на работу из города в поселок, следует из материалов суда.
Дело о проверке конституционности частей первой – четвертой статьи 74 и пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса (ТК) РФ рассмотрено по жалобе Миенджона Абдуллоева.
Как информирует пресс-служба КС, в 2016 году Абдуллоев был принят на должность главного специалиста сметно-договорного отдела департамента капитального строительства администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края. По условиям трудового договора его рабочее место находилось в Красноярске. В 2021 году заявителя уведомили, что после реорганизации департамента ему придется работать в поселке Тура за тысячу километров от города.
Поскольку Абдуллоев не согласился, его освободили от должности на основании оспариваемой нормы ТК (отказ от продолжения работы в связи с изменением условий трудового договора). В увольнении по сокращению штата ему отказали, и суды признали это законным, уточняется в релизе КС России.
Как указал Конституционный суд, если рабочее место определено в трудовом договоре, то изменить его без согласия работника можно лишь в связи с реформированием организационных или технологических условий труда при соблюдении соответствующей процедуры на основании ТК РФ.
При этом работодатель должен учитывать, что переезд к новому рабочему месту в другой местности связан с трудностями и расходами, а также влияет на семейную и социальную жизнь работника. Поэтому необходимо получить письменное согласие сотрудника на такие изменения.
"Если сотрудник отказался от переезда, а предоставить ему работу на прежнем месте невозможно по объективным причинам, он подлежит увольнению. При этом в силу конституционного принципа равенства такой работник фактически должен приравниваться к работнику обособленного подразделения организации, деятельность которого прекращается. В этом случае, как и в деле заявителя, он не может продолжать свою деятельность не по личным причинам, а вследствие организационных изменений у работодателя, в результате которых у последнего отпадает потребность в использовании труда конкретного лица именно в данной местности", – приводится в релизе позиция Конституционного суда.
По оценке КС России, увольнение работников, оказавшихся в подобной ситуации, должно проходить по правилам, предусмотренным для случаев ликвидации организации. Применение же в качестве основания для увольнения пункта 7 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ "позволяло бы работодателю необоснованно минимизировать расходы на осуществление выплат, связанных с расторжением трудового договора, и тем самым ущемляло бы права работника".
"С учетом выявленного смысла оспариваемая норма не противоречит Конституции. Дело заявителя подлежит пересмотру", – заключается в релизе КС России.