Культура
Новые женщины: в Музее Москвы открылась главная выставка года

В Музее Москвы открылась выставка о москвичках 1920–1930-х годов

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 25 апр — РИА Новости, Светлана Вовк. Революционерка, ткачиха, метростроевка, жена инженера, художница — после революции у женщин появилось множество социальных ролей. Воплощались феминистские мечты о равноправии, строительстве нового общества, менялись быт и мода. Этой теме посвящена самая масштабная в этому году выставка Музея Москвы "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х". О том, как организована экспозиция, что представлено и почему это стоит увидеть, — в материале РИА Новости.

Тема и экспонаты

Генеральный директор Музея Москвы Анна Трапкова на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
«

"Выставка делает шаг для понимания того переворота, который произошел с женщиной и ее социальной ролью после Октябрьской революции. Эту трансформацию, личные истории москвичек мы и постарались показать", — говорит директор музея Анна Трапкова.

Более двух тысяч экспонатов: живопись, плакаты, монументальные, лоскутные и вышитые панно, скульптуры из более 25 российских музеев и частных коллекций. В том числе — работы Казимира Малевича, Александра Дейнеки, Александра Лабаса, Александра Тышлера, Константина Юона, Петра Кончаловского, Ильи Машкова.
Выставочные залы стилизованы под городские пространства — улицы, площади, проспекты. На экранах — документальная хроника рабочих будней 1920—1930-х.

От общего к частному

В Москве активно возрождалась текстильная промышленность и формировалась швейная. В этих важных для экономики отраслях трудились москвички. В честь текстильщиц назвали главный советских женский журнал "Работница". По обложкам интересно проследить, на каких героинь равнялась страна.

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

1 из 2

Искусствовед, куратор выставки Надежда Плунгян проводит экскурсию на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

2 из 2
Из каждого зала есть вход в небольшие комнаты — "квартиры" (на стенах даже указан точный исторический адрес) известных художниц, которые придумывали росписи по ткани и модели одежды. Это Вера Мухина (не все знают, что автор знаменитой скульптуры "Рабочий и колхозница" создавала дизайн шляпок и костюмов), Людмила Маяковская, сестра поэта, возглавлявшая аэрографическую мастерскую на фабрике Трехгорной Мануфактуры, Маргарита Иноземцева — ученица Юона и Коровина, Валентина Ходасевич, работавшая в журнале "Искусство одеваться". В оформлении этих частных камерных пространств прослеживаются истории их хозяек, там выставлены их личные вещи, образцы творчества. В комнате актрисы Любови Орловой, сыгравшей эталонную ткачиху, — большие зеркала с подсветкой, как в гримерной, афиши фильмов.

Московское дно

Посетители на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

1 из 4

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

2 из 4

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

3 из 4

Посетительница на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

4 из 4
Первый зал — пролог, где собраны выразительные портреты представительниц разных социальных слоев 1920—1930-х. В разделе "Женщина и революция" — очень эмоциональная картина: покушение Фанни Каплан на Ленина. Яркий двуязычный плакат "Красная Москва — сердце пролетарской революции" приглашает посетить социалистическую столицу.
В разделе НЭПа — рыночная московская толчея, богемные женщины.
Картина "Хулиган (Кот)" художника Федора Богородского, представленная на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
Есть зал о борьбе с проституцией. "Ленин проституцию не осуждал, он считал, что это женщина в беде, и советская власть должна ей помочь. Обвинять надо не ее, а капиталистов, которые на дно утягивают. В картина Федора Богородского "Московское дно" именно такая позиция. Герои — такие молодые пролетарии, которые, может быть, еще возьмутся за ум", — рассказывает куратор выставки Надежда Плунгян.
Работа Серафимы Рянгиной "Жена" — зарисовка на бытовую тему. "Тут все понятно, рабочий переехал в город, устроился и завел себе другую женщину. Приезжает супруга с тюками, ребенком. И что делать этой недавней крестьянке, внезапно выброшенной на улицу? Тут и социальная проблема, и некая назидательность. Удивительная документальность и очень высокое качество живописи", — отмечает куратор.

Девушка в красной косынке

Искусствовед, куратор выставки Надежда Плунгян на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
Зал "Жизнь работницы" — это эстетика конструктивизма и индустриальная романтика. В концептуальной картине Константина Юона работница навещает мать в деревне. Городская девушка новой формации смотрится совершенно инородной на фоне старого быта — мещанских слоников на комоде, кружевных салфеточек.
«

"Раздел "Ударницы" посвящен усовершенствованной работнице. Это некая уже сверхженщина, с середины 1930-х она превращается в нового человека. Двойная, тройная нагрузка на ее плечи ложится. Это такая магистральная героиня государства", — поясняет Надежда Плунгян.

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
Рядом с картиной Константина Истомина, на которой изображена метростроевка, цитата труженицы о том, что они с шиком носили шахтерские шляпы и огромные, неудобные комбинезоны.
«

"Важный комментарий к этому залу — скульптурный портрет работницы. Это та самая комсомолка через 20 лет. Тяжелый индустриальный труд состарил ее, но от нее исходит какая-то глубина, сияние. Есть ощущение, что она — часть истории, может быть, созидает ее", — добавляет куратор.

Жить стало лучше

Экспонат "Комсомолка" скульптора Лазаря Вайнера, представленная на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
В разделе "Жить стало лучше", названном фразой Сталина, — плакат: новая женщина середины 1930-х произносит речь с трибуны, голосует, держит санитарную оборону, проектирует здания. Она и трактористка, и текстильщица, но появляется и выступает на первый план материнство.
Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.
Движение "Жены инженеров" организовал Серго Орджоникидзе. Его бюст — единственный мужской портрет в экспозиции. В этом зале выставлена также ленточка с траурного венка общества "Жен инженеров" с похорон наркома, застрелившегося в 1938-м. "Он абсолютно деполитизировал советское женское движение, превратил его в благотворительную организацию жен ответственных служащих, которые улучшают по мере сил жизнь рабочих", — уточняет куратор.
Художники конца 1930-х изображали современную женщину и как некую античную богиню. Так, Сергей Герасимов написал трех летчиц, героев Советского Союза Осипенко, Гризодубову и Раскову не в форме, а в платьях из легкого крепдешина. Они идут по полю, как советские Венеры.

Посетительница на выставке "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

1 из 3

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х" в Музее Москвы.

2 из 3

Выставка "Москвичка. Женщины советской столицы 1920—1930-х".

3 из 3
В разделе "Закулисой" — немагистральные образы: интеллигенция, богема, выходцы из дворян, духовенство. Они вроде бы лишние в этой конструкции времени, но без них картина эпохи была бы неполной.
"Центральный образ здесь — "Схиигуменья Фамарь" Павла Корина с его недописанной работы середины 1930-х "Русь уходящая". Ее арестовали, через несколько лет она вернулась из ссылки. Художник написал ее совсем незадолго до смерти", — рассказала Надежда Плунгян.
Выставку "Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х", которая открыта до 25 августа, можно посмотреть и без экскурсовода — на стенах в каждом разделе размещена достаточно полная информация. На посещение экспозиции стоит выделить часа два.
В каждом есть капля кочевой крови. В Москве пройдет выставка "Дикое поле"
Обсудить
Рекомендуем