Не остаться в пролете. Запад испугался за свои самолеты из-за России

На Западе признали зависимость от российского титана угрозой безопасности

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Елена Савельева. Крупнейшие западные компании громко отказались от российского титана, но по-тихому закупили его на сотни миллионов долларов. Импортеры утверждали, что их выручают солидные запасы и альтернативные производители. Теперь же боятся дефицита критического сырья и угроз для оборонной и авиакосмической отраслей, если поставки действительно прекратятся.

Накупили все

Российская компания "ВСМПО-Ависма" не попала в западные черные списки, хотя среди ее владельцев — подсанкционный "Ростех". Против крупнейшего производителя титана полного цикла (от сырья до изделия) американцы ввели только экспортный контроль, который не запрещает импорт. Тем не менее самолетостроители обещали не покупать российскую продукцию.
В Airbus еще в декабре 2022-го заявляли, что откажутся "от поставок в течение нескольких месяцев". "Мы находимся в процессе отхода от России", — говорил директор Airbus Defence & Space Майкл Шеллхорн.
В Boeing в марте 2022-го уверяли, что есть "значительные запасы", сформированные в том числе благодаря созданию пула поставщиков по всему миру, поэтому обойдутся без российского титана.
Глава Boeing на фоне череды проблем с самолетами фирмы уйдет в отставку
Но аналитики уже тогда говорили, что сотрудничество с Москвой "по-тихому" восстановят. Судя по всему, так и произошло.
Как сообщила The Washington Post, все это время Запад продолжал закупать титан из России. По данным газеты, "ВСМПО-Ависма", не подпавшая под санкции, только в 2022-м реализовала 15 тысяч тонн на 370 миллионов долларов, причем большую часть — в Великобританию, Германию, Францию, США.
Выяснилось, что все основные поставщики авиастроительных гигантов приобретали именно российский титан. Французская аэрокосмическая группа компаний Safran, изготавливающая шасси, в том числе для Boeing, в 2022-м увеличила импорт до 20 миллионов долларов (в 2021-м было 8,6). В британской Rolls-Royce, выпускающей двигатели для Airbus и Boeing, о прекращении импорта сообщили весной 2022-го. В итоге закупили на 6,7 миллиона долларов больше, чем годом ранее.
Эксперт объяснил, почему Запад не вводит санкции против российского урана

Слабые альтернативы

"Официально" титан поступает из других стран, включая Японию, Китай и Казахстан. Однако этого явно недостаточно.
«

"Расположенный в Казахстане Усть-Каменогорский титано-магниевый комбинат (УКТМК) производит лишь титановую губку, слитки и слябы. А "ВСМПО-Ависма" — плоский и сортовой прокат, трубы и штамповки. У японских Toho Titanium и Osaka Titanium продуктовые линейки шире, чем у УКТМК, но по числу позиций титановых полуфабрикатов они тоже проигрывают российской компании", — объясняет Леонид Хазанов, независимый промышленный эксперт.

Покупать у китайских металлургических игроков тоже не выход — учитывая сложные внешнеполитические и экономические отношения Запада с КНР.
"Если в тех же США правительство даст зеленый свет массированному импорту титана из Китая, то на него "подсядет" авиастроение и оборонно-промышленный комплекс", — указывает экономист.
"Рынок в хаосе": Европа в ужасе из-за российского сырья
На сложности с альтернативными поставками указывает и Алексей Кричевский, финансовый эксперт, автор telegram-канала "Экономизм". По его словам, пул поставщиков титана для авиакомпаний действительно есть - Китай, Австралия, ЮАР, Бразилия, Норвегия. Но есть определенные проблемы с логистикой из ЮАР и Бразилии, также стоит учитывать политические взаимоотношения Запада с Индией и Китаем.
«

"Поэтому выходит, что реально бесперебойно поставлять металл могут Австралия и Норвегия. Несмотря на то, что австралийцы являются лидером по добыче и производству титана, закрыть потребности всех отраслей они просто не могут, поэтому компаниям, нуждающимся в этом сплаве, приходится искать альтернативные источники поставок. Как результат - параллельный импорт начинает работать в обе стороны, поскольку логистически везти ресурс из ЮАР и Бразилии сейчас очень дорого и долго, памятуя о ситуации с хуситами, а китайцам и Индии металл нужен самим - собственно, они его активно закупают даже несмотря на наличие собственных месторождений" - объясняет аналитик.

Повышенный спрос

Вариантов немного: "проедать" запасы, пытаться искать титан на альтернативных рынках. А параллельно — втихую приобретать российский.
Эти закупки показывают, что Запад по-прежнему зависит от Москвы в определенных товарах, несмотря на уверения в разрыве экономических связей, констатирует The Washington Post.
"Россия могла бы перекрыть поставки титана. И предприятия, критически важные для национальной обороны и гражданской авиации, попали бы в затруднительное положение", — цитирует издание аналитика американской мониторинговой компании Import Genius Уильяма Джорджа.
Беспокоиться действительно есть о чем.
«

"Это был бы удар под дых: цены на титан взлетят, и тогда точно придется идти на поклон к китайцам, которые не преминут погреть руки на заокеанских клиентах, ставших заложниками политических игр правительств США и Европейского союза", — говорит Хазанов.

"В таком случае в авиационной и оборонной промышленности "недружественных стран" возникнут проблемы — вплоть до остановки предприятий. Как видно из опыта последних лет, мы умело используем "сырьевой рычаг" в качестве инструмента не только стабилизации рубля, но и влияния на геополитические процессы", — отмечает Денис Астафьев, основатель инвестиционной компании SharesPro.
Так, например, в мае 2022-го корпорация Boeing приостанавливала выпуск модели 737 MAX, в том числе из-за трудностей с сырьем.
Обострит ситуацию и то, что на титан повысится спрос: аналитики "Росконгресса" прогнозируют, что к 2026-му рынок вырастет до 6,1 миллиарда в год. Airbus зависел от российского сырья на 60%, Boeing — на 35. Таким образом, прекращение поставок нанесет по Западу двойной удар.
Обсудить
Рекомендуем