МОСКВА, 7 мар — РИА Новости, Сергей Проскурин. Решение, принятое в Румынии, стало неожиданностью для России, Украины и Молдавии. Пошли разговоры о духовной экспансии, новом расколе и даже русском следе. О деталях и последствиях произошедшего в Бухаресте — в материале РИА Новости.
Удар с запада
Високосный год без бед не обходится — в этом уже убедились украинские раскольники из ПЦУ (Православной церкви Украины). "Нож в спину", "наглое вторжение", "провокация" и даже "происки ФСБ" — такими проклятиями пестрят страницы "клириков" в соцсетях.
Все из-за недавнего решения Румынской православной церкви (РумПЦ). В день, который выпадает всего раз в четыре года, — 29 февраля — синод РумПЦ декларировал "благословение, поощрение и поддержку инициатив румынских православных общин Украины по восстановлению общения с Матерью-Церковью", то есть с Румынским патриархатом.
Сделать это намерены путем объединения приходов в "Румынскую православную церковь Украины". Такой структуры ранее не существовало.
Клирик Виктор Бедь
Действия синода он расценил как "механизм румынского сепаратизма", цель которого — "отодрать кусок Украины". Аналогичная точка зрения и у другого "иерарха" ПЦУ — Виктора Бедя. Тот и вовсе усмотрел в произошедшем руку российских спецслужб. И поэтому полагает, что светские и духовные власти "должны принять неотложные и действенные меры" для обеспечения национальной и религиозной безопасности страны.
Однако негодующим есть что возразить. Во-первых, РумПЦ, как и большинство поместных церквей, не признает легитимность ПЦУ. Во-вторых, все православные общины этнических румын на Украине — а их более 120 — до недавнего времени были частью канонической УПЦ (Украинской православной церкви Московского патриархата).
Там, к слову, на решение синода отреагировали с пониманием.
Не пряником, так кнутом
Дело в том, что раскольники уже не первый раз пытаются подчинить себе приходы в западных приграничных областях — главным образом в Черновицкой. Еще в июле 2019 года лидер ПЦУ Епифаний Думенко распорядился создать "румынский викариат" и активно зазывал туда румыноязычных украинцев.
Заседание Священного синода Румынской православной церкви
Из этого ничего не вышло. Тогда пряник сменили на кнут. Начались рейдерские захваты храмов: думенковцы называли верующих румын "московскими титушками", а священникам предлагали убираться на родину. С 2023-го, когда власти начали неприкрытые гонения на УПЦ, положение стало совсем небезопасным.
Это привело к тому, что отдельные политики, а затем и некоторые организации обратились к румыноязычным православным приходам Украины с призывом перейти под омофор церковного Бухареста. В итоге дожидаться коллективного заявления не стали.
"Предлагая свою юрисдикцию таким <…> единицам (румыноязычным приходам УПЦ. — Прим. ред.), Румынская церковь констатирует очевидную опасность, что на Украине они могут оказаться вне закона или того хуже — под прямым запретом", — прокомментировал решение синода глава информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Нежинский и Прилукский Климент.
В то же время он отметил, что подобный акт несет в себе потенциальную угрозу территориальной целостности Украины. Ведь пока неясно, будет ли "Румынская православная церковь Украины" зарегистрирована по законам Незалежной, или же структуру с таким названием уже оформили в Бухаресте.
Патриарх Румынский Даниил
В РПЦ и вовсе усмотрели в действиях Румынского синода "нарушение священных канонов" и "намерение расширить собственную экспансию".
"В случае с Украиной (это. — Прим. ред.) еще и выглядит крайне неблагородно. <…> Вместо поддержки страдающих братьев Румынская церковь стремится воспользоваться их тяжелым положением и извлечь из него собственную выгоду", — заявил РИА Новости источник в Русской церкви.
Горький опыт Молдавии
Такое предположение не лишено оснований. Дело в том, что среди прочих пунктов в документе синода был один, напрямую связанный с нынешним украинским вопросом. Речь идет о Молдавии.
Там РумПЦ уже более 30 лет "извлекает выгоду" из непростой ситуации. По сути, в республике духовное двоевластие: есть Православная церковь Молдовы (ПЦМ) — самоуправляемая в составе Русской церкви — и возрожденная в 1992-м Бессарабская митрополия, подконтрольная Бухаресту.
© AP Photo / John McConnico
Женщина ставит свечу в православном храме в Кишиневе
Две православные структуры не разорвали канонического общения. Синод РПЦ лишь запретил в служении главу бессарабцев митрополита Петра (Пэдурару). Конфликт оставался тлеющим до 2022-го.
На фоне российско-украинского конфликта правительство Молдавии во главе с президентом Майей Санду "подконтрольную России" ПЦМ расценило как угрозу нацбезопасности: называло ее "вотчиной русского мира", а священников — "агентами российского влияния". В свою очередь, Бессарабская митрополия оказалась в фаворе у власти.
Глава государства решила чаще встречаться с митрополитом Петром (Пэдурару). А сам он стал завсегдатаем различных переговоров о сотрудничестве между Кишиневом и Бухарестом. Чувствуя скорые перемены, некоторые молдавские клирики начали переходить под омофор РумПЦ. Состоявшееся 29 февраля заседание синода, кажется, только укрепило сомневающихся.
"Все румынские православные священнослужители <…> из Республики Молдова, которые возвращаются в Бессарабскую митрополию, являются каноническими священнослужителями, <…> и любое дисциплинарное взыскание, направленное против них, <…> недействительно", — говорится в итоговом документе.
Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир перед началом выездного заседания Священного синода Русской православной церкви в Минске
Невыгодно всем
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин отмечает, что реакция участников (за исключением раскольнической ПЦУ) трехстороннего конфликта оказалась весьма сдержанной. Во многом это связано с тем, что РПЦ не готова портить отношения с Румынской церковью.
"Интересы затронуты в обоих случаях. С Молдавией история давняя. Однако определяющий фактор тот, что Бессарабская митрополия значительно меньше, чем ПЦМ, сохраняющая связи с Россией. Украина — куда более важная для Московского патриархата тема. Но и там красная линия не была перейдена. Речь идет о локальных интересах, а не об украинском православии в целом", — уточняет эксперт.
А вот довольно спокойная реакция со стороны УПЦ объясняется тем, что для нее решение Румынского синода неожиданно может стать способом избежать преследования со стороны властей. Добровольно перешедшим из одной канонической структуры в другую никаких претензий не предъявишь.
"Даже ПЦУ, несмотря на ее риторику, конфликтовать с Румынской церковью невыгодно. Поскольку тогда вопрос о ее признании церковным Бухарестом будет автоматически закрыт", — говорит Макаркин.
В дальнейшем, заключает эксперт, стороны могут начать переговоры — сложные и многолетние. А их исход будет зависеть от политики светских властей.
* Деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.