Памятное знамя 50-летия БАМа передали в Москве представителям студотрядов

Участницы церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве
Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 17 фев - РИА Новости. В День российских студенческих отрядов 17 февраля на Ярославском вокзале состоялась передача памятного знамени 50-летия БАМа Российской общественной организации "Российские студенческие отряды". Мероприятие дало старт обширной программе празднования 50-летнего юбилея начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Указ о торжествах был подписан президентом РФ Владимиром Путиным. О том, как прошла торжественная церемония и каковы перспективы развития магистрали — в репортаже РИА Новости.

Масштабный проект

БАМ – одна из крупнейших железнодорожных дорог в мире. Постановление о ее строительстве было принято в июле 1974 года. Магистраль возводилась в сложных климатических условиях, она проходит через горные хребты, реки, районы многолетней мерзлоты. БАМ – часть Восточного полигона, пересекает территории Иркутской, Амурской областей, Забайкальского края, Бурятии, Якутии, Хабаровского края. Общая протяженность дороги от Тайшета до Советской Гавани составляет 4287 километров, вместе с ответвлениями и соединительными линиями — 5,6 тысячи километров.
Школа мужества и жизни: вклад студентов в стройку века — БАМ

Молодые москвичи отправляются на строительство БАМа (27 апреля 1974 года). Гитара, гармонь и баян — верные спутники молодых энтузиастов, отправившихся в неизвестность за тысячи километров от родного дома.

1 из 27

Партия сказала "надо" — комсомол ответил "есть!". Над стройками века в те времена брал шефство комсомол (ВЛКСМ). Молодые комсомольцы первыми отправлялись навстречу трудностям.

2 из 27

Вот так выглядел посреди тайги лагерь изыскателей для строительства Байкало-Амурской магистрали в июне 1974 года. Задачей первопроходцев было комплексное изучение природных условий района, площадки, участка и трассы проектируемого строительства.

3 из 27

Грузы на строительство БАМа доставляли по реке Лене на судах и по воздуху на вертолетах.

4 из 27

Байкало-Амурская магистраль —

Над Звездным кружит наш вертолет,

А мы утюжим топи болот… (из стихотворения о БАМе)

На фото — палаточный городок Звездный. Строители БАМа осваиваются. Запасают дрова — при участии прекрасного пола.

5 из 27

А это другой поселок строителей — Магистральный. Обосновались.

6 из 27

Один из участков строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, которая в будущем протянется от Тайшета до Советской Гавани. Свяжет Иркутскую область, Бурятию, Амурскую область и Хабаровский край.

7 из 27

Тепловоз ТЭМ2-1208: новый участок железной дороги БАМ-Тында.

8 из 27

Октябрь 1974 года. У строителей БАМа — обед.

9 из 27

Не хлебом единым и не только в трудах — на все у бамовцев времени хватало! На фото — игра на первой волейбольной площадке в поселке Звездный.

10 из 27

Август 1974 года. А вот и первые свадьбы! На фото – свадебная процессия в поселке строителей БАМа Тынде. По такой грязи невесту, конечно, только на руках носить.

11 из 27

А это уже вертолет переносит дома строителей Байкало-Амурской магистрали на новое место жительства. Ноябрь 1975 года.

12 из 27

Детский сад строителей БАМа в Тынде — "Тынденок". Ноябрь 1975 года. Быт налажен: к первопроходцам подтягиваются семьи.

13 из 27

Товарный состав едет по готовому участку БАМа. Апрель 1975 года. На самом деле, проект постройки железной дороги через северную оконечность Байкала обсуждался еще в Российской империи — в 1888 году. Изыскания проводились в 1910-х годах.

14 из 27

В 20-е и 30-е годы ХХ столетия, уже при СССР, изыскания и топографическая разведка будущей трассы БАМ продолжались. На фото — мост через реку Амур. Мощное инженерное сооружение на БАМе. Вообще же трасса пересекает 11 крупных рек.

15 из 27

Приступить непосредственно к реализации масштабного замысла по строительству БАМа — железной дороги протяженностью 4324 километра — удалось только в 1974 году. Это и есть год рождения БАМа. На фото — работа на одном из строящихся участков трассы.

16 из 27

БАМ, поселок Тында. Торжественная церемония укладки последнего "серебряного звена" — секции железнодорожного полотна, символизирующей начало строительства второго пути на БАМе. Октябрь, 1975 года.

17 из 27

Тайга расступается… Апрель 1976 года.

18 из 27

Первый поезд на участке железной дороги Усть-Кут — Таюра, неподалеку от поселка Звездный. 1 января 1976 года.

19 из 27

Вид на поселок Тында из кабины подъемного крана. (За штурвалом женщина. Их на стройке века было немало). Совсем скоро Тында обретет статус города-столицы БАМа. Февраль 1975 года.

20 из 27

Новостройки Тынды — столицы БАМа.

21 из 27

В августе 1979 года американский певец Дин Рид совершил 19-дневный гастрольный марафон по трассе БАМа. В этом же марафоне принял участие белорусский вокально-инструментальный ансамбль "Верасы".

Тында, сопка Фестивальная.

22 из 27

Бамовцы не обижены были вниманием артистов — с 1975 года сюда время от времени приезжали советские, а порой и зарубежные исполнители. А еще им были доступны чудеса удивительной сибирской природы — горячие источники, например.

Зима 1980 года, Бурятия

23 из 27

Нам не страшен здешний холод,

БАМ — для тех, кто сердцем молод…

Множество стихов и песен написано о БАМе — о подвиге его основателей, о красоте диких таежных мест и о народе БАМа. Писали их зачастую сами бамовцы. На фото — лесорубы-первопроходцы.

24 из 27

Май 1982 года. У выпускников школы поселка Звездный уже появилась традиция гулять по шпалам и рельсам БАМа.

25 из 27

А это апрель 2019 года, 45 лет с запуска строительства Байкало-Амурской магистрали. На фото — мысовой тоннель на участке Северобайкальск — Нижнеангарск.

26 из 27

Чертов мост на Северомуйском обходе Байкало-Амурской магистрали. Поезда бегут, история продолжается…

27 из 27
История легендарной магистрали неразрывно связана с историей студенческих студотрядов. В 1974 году БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой. Почти 50 лет назад, 27 апреля 1974 года, именно с Ярославского вокзала на строительство дороги выехал первый Всесоюзный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ. За четыре года бойцы студотрядов уложили 266 километров железнодорожного полотна: от Усть-Кута до границы с Бурятией. Традиции первопроходцев БАМа продолжает Всероссийский трудовой проект "БАМ 2.0". Сегодня на объектах Восточного полигона – БАМа и Транссиба – трудятся тысячи бойцов студотрядов.
В этом году юбилейные даты празднуют и "Российские студенческие отряды" - 65-летие с момента создания движения и 20-летие с начала современной истории студотрядов. Сегодня РСО – крупнейшая молодежная организация страны, которая объединяет более 200 тысяч молодых людей из 82 субъектов РФ. В 2015 году у студотрядов появился свой праздник – по указу президента РФ 17 февраля ежегодно отмечается День российских студенческих отрядов.
День российских студенческих отрядов

Передача знамени — символа связи поколений

В церемонии передачи знамени в субботу на Ярославском вокзале приняли участие генеральный директор ОАО "РЖД" Олег Белозеров, руководитель РСО Михаил Киселев, президент Общероссийской общественной организации "Бамовское содружество" Ефим Басин, сегодняшние студотрядовцы и ветераны движения.
"Самая большая стройка СССР - это БАМ. И нынешнее строительство Восточного полигона по объемам инвестиций - это также крупнейшая стройка. За десятилетие мы должны построить по километражу столько же, сколько было построено с 1974 по 1984 год. Учитывая новые технологии и системы управления, объем возможности перевозки грузов будет в три раза больше, чем в те времена. При этом стройка не прекращается, на сегодняшний момент идет активное развитие Азиатско-Тихоокеанского региона, и мы понимаем, что наша продукция, компетенции российских промышленников, то, что производит экономика РФ – востребовано и нужно быстрее развиваться именно в восточном направлении", - сказал на церемонии Белозеров.
Генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров (справа) участвует в церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве.
1 из 2
Генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров участвует в церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве.
2 из 2
Он подчеркнул, что передача знамени – это, прежде всего, символ связи поколений. "Тех, кто 50 лет назад именно отсюда уезжал на строительство БАМа, с тем поколением, кто уже сегодня участвует в стройке БАМ 2.0. Я уверен, что это знамя вдохновит еще многие тысячи студентов, кто приедет в ближайшие десятилетия продолжать строительство на Восточный полигон. Мы постараемся сделать все, чтобы молодежь имела возможность приобщиться не только к строительству, но и увидеть историю, почувствовать себя теми легендарными строителями, которые возвели историю страны. Горжусь, что мы выполняем вовремя в срок поручения президента России по так необходимому развитию железных дорог на восточном направлении", - сказал журналистам Белозеров.
С 2013 года АО "РЖД" реализует комплекс мероприятий в рамках модернизации Восточного полигона, которые продолжают стратегический вектор развития страны, освоения территорий и укрепления ее связанности. Цель проекта – ликвидация "узких мест" на железных дорогах Забайкалья и Дальнего Востока. "Российские студенческие отряды", как и прежде, играют важную роль в строительстве и модернизации БАМа.
Руководитель центрального штаба Российских студенческих отрядов Михаил Киселев участвует в церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве
"БАМ – это самая устойчивая ассоциация со студенческими отрядами, а также с мощью и величием страны. Ведь именно там ковался характер, именно там наш народ доказал что мы можем прорубать великие дороги и делать то, что не под силу человеку. Там люди превосходили самих себя. Я искренне благодарен за то, что сегодня РЖД дает возможность молодому поколению вновь прикоснуться к этой величайшей стройке", - отметил в ходе церемонии Киселев.
В свою очередь, президент "Бамовского содружества" подчеркнул, что значение такого движения как студенческие строительные отряды трудно переоценить – ведь это знакомство со своей будущей профессией, развитие чувства команды.
Президент общероссийской общественной организации "Бамовское содружество" Ефим Басин участвует в церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве
"На БАМе принимали десятками тысяч студентов, и они выполняли колоссальную работу, это было ответственное мероприятие, потому что нужно было работодателю подготовить фронт работ, технику, материалы, чтобы люди не простаивали и хорошо зарабатывали, и они выполняли свое дело. Давайте будем следовать тому задору и настрою, который задавали еще первые комсомольцы", - добавил Басин.
Для участия в церемонии передачи памятного знамени были приглашены член Наблюдательного совета РСО Василий Шабалдин и командир штаба студенческих отрядов УрГУПС Ильяс Губайдуллин.
Руководитель студенческого отряда "Центросоюз" Центрального штаба РСО Василий Шабалдин участвует в церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве
"С первого года начала освоения Байкало-Амурской магистрали центральный штаб студенческих строительных отрядов приступил к формированию и направлению бойцов на эту великую стройку. Энтузиазм у молодых был колоссальный – желающих отбоя не было. Всего за годы освоения БАМ в студенческих отрядах приняло участие 36 тысяч бойцов и командиров студенческих отрядов. Ими был выполнен колоссальный объем работ на сумму более 100 миллионов советских рублей. Я горжусь тем, что сегодня мы передаем знамя в надежные руки, и уверен оно будет высоко сиять над российскими студенческими отрядами и российскими железными дорогами", - сказал Шабалдин.
В прошлом трудовом семестре на Восточном полигоне работали почти 2,5 тысячи юношей и девушек. А в этом году уже порядка четырех тысяч молодых людей планируют отправиться на инфраструктурные объекты, которые строятся на востоке, в том числе и на БАМе. Ребята поедут работать в Северобайкальск, Тынду, поселок Магистральный, Комсомольск-на-Амуре, Новый Уоян и другие населенные пункты по пути магистрали.
Участники церемонии передачи памятного знамени в честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Ярославском вокзале в Москве
Обсудить
Рекомендуем