МОСКВА, 12 дек — РИА Новости, Сергей Проскурин. В Европе участились преступления на религиозной почве — против иудеев и мусульман. Политики ищут пути выхода из кризиса. Какие звучат предложения — в материале РИА Новости.
"Уязвимые места"
С приближением Рождества в Европейской комиссии (ЕК) подводят итоги года. Как оказалось, неутешительные. Обострение палестино-израильского конфликта внесло коррективы в идиллию Старого Света — и вынесло на поверхность завуалированные проблемы.
Поводом к столь громкому заявлению стал инцидент в Париже в начале декабря. Возле Эйфелевой башни 26-летний уроженец района Нейи-сюр-Сен набросился с ножом на гражданина Германии. Пострадавший скончался в больнице. Очевидцы сообщили, что нападавший поклялся в верности "Исламскому государству"*. А во время ареста сказал, что устал наблюдать, как погибают мусульмане.
Но еще больше, чем парижский инцидент, еврочиновников удручает статистика. Совместный доклад "Обсерватории по нетерпимости и дискриминации" и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) показывает: и без того большое количество преступлений на религиозной почве стремительно растет. И это без учета "ближневосточного эха".
"Если вы посетите мечеть или синагогу в любом европейском городе, скорее всего, увидите, что там есть "зона безопасности". И это совсем не по-европейски. <…> Наша Европа не должна выглядеть так", — поделился впечатлениями заместитель председателя Еврокомиссии Маргаритис Схинас.
Комиссар ЕК по внутренним делам Ильва Юханссон
Чтобы спасти Рождество, Еврокомиссия, во-первых, решила выделить дополнительно 30 миллионов евро на усиление безопасности в "уязвимых местах" — то есть в молельных домах — по всему континенту. Во-вторых, объявили о создании специального фонда, который будет пресекать акты религиозной нетерпимости.
"Атмосфера страха"
Помогут ли эти меры, сказать пока сложно. На первый взгляд, учитывая масштабы проблемы, их эффективность вызывает сомнения. С начала обострения ближневосточного конфликта 7 октября европейские страны охватила волна антисемитизма и исламофобии.
В конце октября Community Security Trust, которая занимается делами еврейской общины в Великобритании, заявила что за первые 25 дней зафиксировали около тысячи инцидентов — больше, чем за первое полугодие 2023-го (тогда было почти 800 эпизодов). В организации отметили: за всю ее 40-летнюю историю это рекордная цифра за столь короткий срок.
Сотрудник полиции перед мечетью Сехитлик в Берлине
Что касается антимусульманских правонарушений, их на порядок меньше. Заместитель помощника комиссара лондонской полиции Лоуренс Тейлор сообщил о ста с лишним зафиксированных случаях.
Тревогу бьет и французское Министерство внутренних дел. Глава ведомства Жеральд Дарманен отчитался: с начала октября в стране совершено более 1,5 тысячи преступлений в отношении евреев. Арестовано свыше 600 человек.
"Конечно, я чувствую себя в опасности", — рассказала журналистам председатель Национального собрания Франции Яэль Браун-Пиве, у которой есть еврейские корни. Она добавила, что получает много анонимных угроз и поэтому вынуждена выходить из дома в сопровождении полиции.
Обеспокоены и приверженцы ислама. Французский мусульманский совет сообщил СМИ, что только за октябрь пришло 42 письма с угрозами и оскорблениями. Объектами ненависти стали и мечети: в 17 из них имамы получили письма о готовящемся нападении, а 14 молельных домов подверглись вандализму.
Так, неизвестные расписали фасад мечети в коммуне Креполь (Анжер) антиисламскими лозунгами со словами "Справедливость" и "Возмездие". Поводом стала история с 16-летним Томом — в середине ноября подростка смертельно ранили ножом во время уличного фестиваля. Радикалы сразу же возложили ответственность на мусульман.
© AP Photo / Markus Schreiber
Люди возле синагоги в Берлине, которую неизвестные закидали коктейлями Молотова
В Германии Федеральная ассоциация исследовательских и информационных центров по антисемитизму только за первую неделю ближневосточного конфликта зафиксировала 202 эпизода бытового антисемитизма — почти в три с половиной раза больше, чем за тот же период 2022-го.
Берлинка Аделин Перл, мать двоих детей, рассказала журналистам: когда на двери ее соседки кто-то нацарапал свастику, она перестала спать в своей комнате, дверь которой выходит на улицу. Женщина признается, что ей страшно за детей — учеников местной еврейской школы.
Молодой Галь Мизрахи после того, как на него и его друзей в центре столицы набросился мужчина, что-то кричавший на арабском языке, перестал публично разговаривать на иврите. Сейчас юноша в поисках нового жилья, поскольку соседи знают о его происхождении. "Через 80 лет после холокоста евреи в Германии снова боятся выходить на улицу", — с сожалением констатировал он.
Акция в поддержку Палестины в Праге
"За последнее время на приверженцев ислама нападают так часто, как никогда раньше, — заявил глава Центрального совета мусульман Германии Айман Мазек. Что, по его мнению, заставляет задуматься о безопасности общин — ведь люди вынуждены жить в "атмосфере страха". В свою очередь, министр внутренних дел Нэнси Фезер назвала исламофобию одной из главных проблем.
Выход — далеко на горизонте
Власти многих стран открыто признают, что ситуация вышла из-под контроля, однако действенных путей решения не предлагают. Наоборот, чиновники порой лишь усугубляют и без того тяжелое положение.
Например, в Нидерландах официальной статистики по преступлениям на религиозной почве пока нет. Но, по сообщению национального координатора по борьбе с антисемитизмом Эддо Вердонера, наблюдается резкий рост неприязни к евреям, а в общинах зреет тревога. Об этом же говорили и на заседании Еврокомиссии: в королевстве количество инцидентов увеличилось сразу на 800 процентов. Это антирекорд.
С большей тревогой в будущее смотрят нидерландские мусульмане. Дело в том, что на последних парламентских выборах победу одержала Партия свободы. Ее лидер Герт Вилдерс, открытый антиисламист, несколько лет назад заявил, что "выгнал бы пророка Мухаммеда из страны, если бы тот жил в наше время". А в 2016-м публично назвал марокканцев "отбросами".
Вход в церемониальный зал еврейской части Центрального кладбища в Вене после пожара. 1 ноября 2023 года
Манифест его партии включает запрет на мечети, Коран и исламские платки в правительственных учреждениях. "Горе и страх огромны. Мы боимся, что он будет выставлять нас людьми второго сорта", — сказал глава Организации марокканцев в Нидерландах Хабиб Эль-Каддури.
По мнению религиоведа Романа Лункина, найти оптимальный выход из сложившейся ситуации практически невозможно.
"Проблема с антисемитизмом и исламофобией в Старом Свете — давняя. Обострение ближневосточного конфликта подлило масла в огонь. Еще один усугубляющий фактор — раскол самого европейского общества", — поясняет он.
По мнению эксперта, в первую очередь необходимо добиться перемирия Израиля и Палестины, после чего волны антирелигиозных настроений, возможно, утихнут. Затем перед европейскими странами встанет более важная задача — отойти от монополярности, признать, что в мире есть несколько равносильных политических и культурных центров. Но пока в эту перспективу верится слабо.
* Террористическая группировка, запрещенная в России.