МОСКВА, 18 ноя – РИА Новости. Каллиграфия остается самым востребованным видом исламского искусства, легко адаптируясь к реалиям сегодняшнего дня, рассказала РИА Новости в Международный день исламского искусства кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и культурологии Востока Института философии СПбГУ Анна Маточкина.
На 40-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 2019 году 18 ноября было провозглашено Международным днем исламского искусства. Его цель заключается в повышении уровня осведомленности о прошлых и современных формах художественного выражения ислама, а также о вкладе культуры в цивилизацию посредством исламского искусства.
«
"Из всех видов исламского искусства наиболее востребованным была и остается каллиграфия как инструмент выражения божественного слова, переданного через пророка Мухаммада, произнесенного и начертанного. Оно воплощено в разных почерках и техниках. Поэтому каллиграфия считается одним их основополагающих видов исламского искусства и вместе с тем самым динамичным, поскольку, сохраняя свои основы, продолжает активно развиваться в сочетании с другими видами, например, орнаментом, музыкой или граффити, порождая новые интересные направления – например, каллиграффити. Каллиграфия – это и традиционное, и современное концептуальное искусство", – рассказала собеседница агентства.
Не менее важен орнамент, считает эксперт.
"Почти каждый наверняка слышал слово "арабеска" – орнамент, представляющий переплетение геометрических, растительных и эпиграфических мотивов. Каллиграфия и орнамент органично дополняют друг друга и образуют синтез ритма и геометрии – двух столпов, определяющих искусство ислама. Тот факт, что оба вида исламского искусства могут быть использованы как в сакральной, так и в профанной сферах жизни верующего, приводит к их повсеместному распространению", – сказала она.
Именно поэтому, рассказывает Маточкина, говоря об исламском искусстве, подчеркивают его орнаментально-каллиграфический, абстрактный, символический характер.
«
"В силу неоднозначного отношения к изображению живых существ в исламе как из-за боязни идолопоклонничества, так из-за преклонения перед божественной тайной, скрытой в каждом одушевленном творении, исламское искусство носит неизобразительный характер. Однако можно также говорить о региональных особенностях искусства, обусловленных местными традициями: известно, что Иран, например, никогда не переставал мыслить антропоморфными образами, о чем наглядно свидетельствует развитие персидской миниатюры", – добавила Маточкина.
При этом отношение к музыке в исламе столь же неоднозначно, как и к изображению, поскольку она оказывает сильное воздействие на человеческую душу и может многократно усиливать обуревающие ее страсти. То есть для одних людей она оказывается соблазном, тогда как для тех, кто достиг определенной ступени духовного совершенствования – наставлением. Суфии использовали созидательный потенциал музыки для приближения к Богу, воспитания чувств и преображения души.