Культура
Легенды Кремля: чья на самом деле шапка Мономаха

В Москве открылась выставка "Легенды Кремля: романтизм и Оружейная палата"

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 13 окт — РИА Новости, Анастасия Силкина. Музеи Московского Кремля представили выставочный проект "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата", который развенчивает мифы вокруг атрибуции знаменитой сокровищницы. Когда на самом деле появились "детские доспехи Дмитрия Донского", костяной трон и шапка Мономаха — в материале РИА Новости.
Посетительница на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

Тяжела ты, шапка Мономаха: история второго коронационного комплекта

Император Александр I учредил Оружейную палату в качестве музея в 1806 году. Тогда только начали закладывать основы изучения собрания. Многие вещи получили вымышленные атрибуции, рассказала генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
«

"После Наполеоновских войн возникает подъем русского национального самосознания, изучения истории, ее романтизация, — пояснила Гагарина. — Вещи, которые давно хранились в Оружейной палате, в этот период получают новое значение и новые атрибуции, часто романтические. Многие памятники "назначаются" свидетелями тех или иных исторических событий начиная с Крещения Руси".

Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина во время пресс-подхода на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"
В выставочном зале Успенской звонницы посетителей встречает костяной трон. В XIX веке его воспринимали как дар, поднесенный греческим послом великому князю Ивану III Васильевичу по случаю его бракосочетания с Софьей Палеолог.
Позднее его вымышленным владельцем стал царь Иван Грозный — как бы подтверждающая это скульптура работы Марка Антокольского стоит тут же.
Современные ученые говорят, что предмет могли создать в период правления Алексея Михайловича при участии западноевропейских мастеров, то есть гораздо позже, чем жили его венценосные предшественники из рода Рюриковичей.
Посетительница на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"
Примечательна история шапки Мономаха второго наряда. Долгое время считалось, что это — "венец великой княгини Ольги", которая вывезла его из Царьграда (Константинополя — столицы Византии, ныне Стамбул). Или же корона, которая "употреблялась царем Иоанном Васильевичем в меньших выходах".
«

"Русские цари всегда венчались на царство шапкой Мономаха. Но в 1682 году на престол взошли сразу два юных царя: Иван Алексеевич и Петр Алексеевич, будущий Петр I. Для этого пришлось срочно изготовить копию шапки Мономаха, которая названа "вторым нарядом", потому что она вторая по значимости", — рассказал куратор выставки Федор Панфилов.

Шапка Мономаха второго наряда на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"
Первые исследователи оружия также пытались соотнести предметы из кремлевского собрания с терминами из летописей. Это нередко приводило к ошибкам, и некоторые уникальные произведения, порожденные фантазией оружейника, превратились в "типичные" для русского воина XVII века.
Так случилось со щитом-тарчем. На самом деле такой предмет весил около восьми килограммов и был неудобен в бою.

Посетитель на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

1 из 3

Скипетр на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

2 из 3

Шлем (Османская империя) на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

3 из 3
Романтики активно искали артефакты, принадлежавшие национальным героям. Так возникли легенды о том, что шлем, изготовленный для царя Михаила Федоровича, принадлежал князю Александру Невскому. Детский доспех XVII века — юному Дмитрию Донскому (1359-1389), а байдана с надписями на кольцах стала кольчугой Марфы-посадницы, защитницы новгородской вольницы в конце XV века.
«

"Дело в том, что повесть Карамзина "Марфа-посадница" была крайне популярна, — разъяснил заведующий сектором оружия Сергей Орленко. — Легенды рождались сами. Где-то в Сибири в церкви находили казачье знамя, а до Москвы оно уже доходило как "знамя Ермака".

Кольчуга на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

1 из 3

На выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

2 из 3

Арчак на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

3 из 3

Эпоха романтизма: мифотворчество по незнанию

Экспозиция в выставочном зале Патриаршего дворца погружает в саму эпоху романтизма. Гости видят портрет императрицы Александры Федоровны в стилизованном русском платье, портрет поэта Василия Жуковского кисти Ореста Кипренского, ковер из гостиной в Петергофе, сервиз.
На выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"
Здесь же на стенах и в витринах портреты и труды "отцов" некоторых легенд — археографа Алексея Малиновского и художника-исследователя Федора Солнцева. Ученые того времени создавали мифы не с целью ввести кого-то в заблуждение, а по незнанию, уверены современные историки.
«

"Для эпохи романтизма творчески дополнить историю, добавить туда более ярких деталей — совершенно нормальное явление. История только формировалась как наука, и, конечно, хотелось более древних имен. Так мы и получили многие предания, которые до сих пор живы", — сказал Панфилов.

Картина "Залы Оружейной палаты в Кремле с групповым портретом сотрудников музея" на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

1 из 2

Портрет Алексея Малиновского на выставке "Легенды Кремля: русский романтизм и Оружейная палата"

2 из 2
Всего экспозиция включает более 130 предметов, которыми в том числе поделились ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей, Русский музей, "Царское Село", Государственная Третьяковская галерея и другие институции.
Узнать, как переплетаются вымысел и действительность в истории кремлевского собрания, можно до 14 января.
Третьяковка впервые за 65 лет открыла выставку работ Рериха
Обсудить
Рекомендуем