МОСКВА, 23 мая — РИА Новости. Математическую модель, которая позволит прогнозировать распространение большинства вирусов для уменьшения риска инфицирования в открытых пространствах и помещениях, разработали ученые ДГТУ. Результаты исследования опубликованы в Mathematics.
Ученые Донского государственного технического университета (ДГТУ) рассказали, что одним из основных источников инфекции многих вирусных заболеваний является зараженный человек. Пути передачи могут быть разные, но самый контагиозный (то есть заразный) — это воздушно-капельный путь. В этом случае частицы вируса выделяются при дыхании, разговоре и кашле с аэрозольной пылью инфицированного человека. Такие заболевания могут распространяться достаточно быстро и вызывать эпидемии.
Ярким примером массового вирусного заболевания последнего времени является пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. По данным ВОЗ, на данный момент она затронула около 765 млн человек на всей планете.
Как рассказали специалисты университета, во время борьбы с пандемией был проведен ряд исследований. Ученые изучали процессы распространения вирусных частиц в воздухе, в системах вентиляции и кондиционирования помещений и транспорта, фильтрацию через маски, воздействие перегородок, лицевых щитков.
Исследователи ДГТУ разработали математическую модель распространения вирусных частиц в воздушной среде и провели серию численных экспериментов на примере кабины технологического транспорта.
Как сообщил один из авторов исследования, ректор ДГТУ Бесарион Месхи, модель строится на основе фундаментальных уравнений гидродинамики с использованием современных численных методов и вычислительных мощностей.
Ученые отметили, что данный подход является универсальным и может быть использован для моделирования поведения вирусов любого типа и других патогенов в открытых пространствах, в помещениях и автотранспорте.
«
"В отличие от твердых частиц, например, пыли, вирус движется в жидких респираторных каплях. Данный метод позволяет нам получать траектории и характеристики каждой частицы в любой момент времени. А также учитывать испаряемость частиц и взаимодействие между собой при сталкивании, оценивать влияние скорости и влажности окружающего воздуха", — рассказал руководитель работ, доцент кафедры теоретической и прикладной механики ДГТУ Иван Панфилов.
По его словам, это позволяет получить возможность прогнозирования и эффективного управления этим процессом для уменьшения рисков инфицирования.
В дальнейшем научный коллектив планирует применить данный опыт при разработке более эффективных климатических систем транспорта, в том числе и специального назначения.
ДГТУ — участник программы государственной поддержки университетов России "Приоритет-2030".