МОСКВА, 2 апр — РИА Новости, Анна Нехаева. Почти 85 миллионов зрителей за год, холодные отзывы отечественных критиков и неожиданный "Оскар" — режиссер Владимир Меньшов в 1979-м удивил многих. О том, как русские ввели моду на белые носки, почему Гоша из сварщика стал слесарем-интеллигентом, а также о приготовлениях Рональда Рейгана ко встрече с Михаилом Горбачевым — в материале РИА Новости.
Странный сценарий и поиск героев
В основе фильма — сценарий "Дважды солгавшая" Валентина Черных, написанный для конкурса произведений о Москве. Сначала Меньшов и Алентова посчитали его "абсолютной ерундой".
Режиссера заинтересовал один момент — когда Катерина заводит будильник, засыпает в слезах, а просыпается через двадцать лет успешной деловой женщиной.
«
"Я решил, что пропустил несколько страниц, но потом меня осенило: это же так похоже на нашу с Верой жизнь, — вспоминал Меньшов. — Уже снимая, я вложил в фильм весь свой опыт, приобретенный за годы в Москве".
Черных отказывался переделывать сценарий, поэтому Владимир Валентинович сам переписал некоторые диалоги и добавил новых героев. Текст увеличился на треть.
Меньшов хотел, чтобы главных героинь сыграли Маргарита Терехова (Катерина), Анастасия Вертинская (Людмила) и Галина Польских (Антонина). Но Терехова тогда согласилась на "Трех мушкетеров", а Вертинская и Польских возмутились, как им вообще могли предложить сниматься в подобной дешевой мелодраме.
Тогда режиссер попросил супругу пройти кастинг, и она получила роль.
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
1 из 3
Сцена из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
2 из 3
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", 1979 год
3 из 3
«
"Я ругался на нее по любому поводу, не хотел, чтобы думали, что Вера получила ее по блату. Тем более Вера победила в честном конкурсе. Мне казалось, она все делает не так. Выяснения отношений продолжались в машине, по дороге домой, в квартире", — признавался Меньшов.
Ирину Муравьеву он увидел в спектакле, а с Раисой Рязановой познакомился в поездке по Сибири.
Долго не могли подобрать актеров на роли Гоши (рассматривали Олега Ефремова и Виталия Соломина) и женатого любовника Катерины (среди вариантов был Вячеслав Тихонов).
Алексей Баталов в роли Гоши в фильме "Москва слезам не верит", 1979 год
1 из 2
Олег Табаков в роли Володи в фильме "Москва слезам не верит", 1979 год
2 из 2
Меньшов определился, посмотрев картину "Дорогой мой человек" с Алексеем Баталовым. Актер сначала сомневался, но все же согласился: понял, что Гоша — "не регламентированный государством рабочий, который уже сто раз бывал на экране".
Цензура и советские нравы
Перед выходом в советский прокат картину существенно изменили. Одной из претензий стало наличие откровенных сцен. От запрета фильм спас Леонид Брежнев, которому "Москва" очень понравилась.
Тогда решили сделать ставку на сюжетную линию о том, как простая провинциалка упорным и честным трудом добивается высокого статуса.
Убрали "крамольные" сцены с Алентовой и Табаковым, значительную часть фрагментов с Гуриным и Людмилой. Отказались от эпизодов с Гошей и Николаем, где они "опасно" шутили и выпивали. Финальная версия длилась на час меньше задуманной.
Впрочем, итоговый вариант тоже не всем понравился: Муравьева была в шоке от своей киногероини.
«
"Грубая, неотесанная, пошлая: все, что я ненавидела в людях, оказалось на экране", — говорила актриса.
Критики тоже отреагировали холодно: фильм показался им упадочническим по духу и эксплуатирующим низменные чувства аудитории.
Тем не менее картина стала лидером отечественного проката в 1980-м, а читатели "Советского экрана" назвали ленту лучшей. Тогда это считалось даже престижнее "Оскара".
Александр Фатюшин в роли Сергея Гурина и Ирина Муравьева в роли Людмилы в фильме "Москва слезам не верит", 1979 год
1 из 5
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
2 из 5
Сцена из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
3 из 5
Момент из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
4 из 5
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
5 из 5
Фильм поразил иностранных зрителей не только сюжетом, но и задал модный тренд. После релиза стало популярно носить туфли с носками — многие подражали стилю Катерины.
Причем его придумали случайно. Найденная для съемок обувь 1950-х годов оказалась жесткой, кожа загрубела. Чтобы туфли не натирали, художница по костюмам предложила артисткам надевать белые носки. В США писали: "Русские ввели моду на белые носки".
Кадр из фильма Меньшова "Москва слезам не верит". Справа — Вера Алентова в роли Катерины, слева — Ирина Муравьева в роли Людмилы
1 из 3
Сцена из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
2 из 3
Момент из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
3 из 3
"Невыездной" режиссер
В СССР ходил анекдот: вручают "Оскар", отправляют телеграмму от Дома кино — "Москва в слезах. Не верит".
А все потому, что Владимира Меньшова не выпустили за рубеж: как выяснилось, он — "невыездной". Спустя годы режиссер узнал, что коллеги написали на него два доноса.
«
"Меня поздравили с "Оскаром" 1 апреля, и я решил, что это розыгрыш. Но когда объявили в программе "Время", стало понятно: так далеко розыгрыши не заходят", — рассказывал Меньшов.
Статуэтку в Лос-Анджелесе получал атташе по вопросам культуры. Причем многие американцы, не зная, как выглядит режиссер фильма, решили, что на сцену поднялся именно он. Некоторые фотографы так и подписывали фото.
"Оскар" Владимиру Меньшову отдали только через восемь лет на церемонии вручения премии "Ника". Чиновники хотели снова забрать статуэтку за кулисами, но лауреат просто унес ее с собой.
Фильм стал очень популярным в США, американцы восхищались self-made-героиней, которая сделала карьеру и осуществила свои мечты. При этом Гошу, которого превозносили советские дамы, жители Штатов совершенно не поняли.
Кадр из фильма "Москва слезам не верит", режиссер Владимир Меньшов, 1979 год
1 из 3
Ирина Муравьева (слева) в роли Людмилы и Вера Алентова (справа) в роли Катерины на съемках фильма "Москва слезам не верит" режиссера Владимира Меньшова
2 из 3
Сцена из фильма "Москва слезам не верит" (режиссер Владимир Меньшов). Алексей Баталов в роли Гоши, Наталья Вавилова в роли Александры Тихомировой
3 из 3
Картина во всем мире приобрела статус культовой. Известно, что тогдашний президент США Рональд Рейган перед встречей с Михаилом Горбачевым, чтобы понять загадочную русскую душу, посмотрел фильм Меньшова восемь раз.
Самый советский фильм Куросавы: как снять кино про тайгу и получить "Оскар"