МОСКВА, 15 фев — РИА Новости, Алина Кравцова. Культурная и сексуальная революции на Западе, конечно, повлияли на нравы и моду советского общества 1960-х. Но и достижения СССР не остались не замеченными за границей. Несмотря на железный занавес, к нам проникла битломания, а европейские дизайнеры вдохновлялись нашими космонавтами.
Дух свободы
Базовый силуэт 1950-х уже неактуален в следующем десятилетии. Свободная и дерзкая девушка не носит обтягивающие жакеты, сковывающие движения, неудобные длинные пышные юбки.
«
"Платье New Look могло весить до десяти килограммов, — рассказывает международный стилист и эксперт Академии социальных технологий Карина Каприэлова. — Пятидесятые — это, пожалуй, самая эстетская, респектабельная эпоха в моде. Но настало новое время — яркое, бунтарское".
Космический стиль
Полеты в космос Юрия Гагарина и Валентины Терешковой поразили весь мир. Люди заговорили о внеземных цивилизациях, в моду вошли вещи, напоминающие костюм инопланетянина.
Манекенщицы Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) демонстрируют летние костюмы из новой коллекции лето-1966 на набережной Москвы-реки
1 из 3
Французский модельер Андре Курреж и модель в одежде из коллекции Haute Couture 1967-1968
2 из 3
Модель во время показа коллекции французского дизайнера Андре Куррежа в Нью-Йорке, 8 октября 1964 года
3 из 3
«
"Тенденцию задал французский модельер Андре Курреж, — уточняет Каприэлова. — Он представил одежду из необычных материалов с конструктивными элементами геометрической формы. Шлемы, комбинезоны с шортами, А-образные короткие платья в сочетании с сапогами — его ноу-хау. А Пьер Карден придумал космический короткий сарафан из трикотажа или кожи".
В чистом виде инопланетный стиль существовал только на подиуме и в кино, добавляет эксперт. Но его черты видны и в повседневном гардеробе. Кстати, некоторые историки моды полагают, что именно Андре Курреж изобрел мини-юбку — главный тренд 60-х.
Мини — модная революция
Короткие юбки носили женщины разной комплекции и возраста.
«
"Это связано с сексуальной революцией, которая произошла в те годы в США и Европе, — объясняет эксперт моды и стиля, психолог, писатель Анна Андрианова. — До нас доходили ее отголоски — люди вели себя раскрепощеннее".
Надо сказать, что советская промышленность мини не выпускала. Шили сами.
Модная коллекция лето-1965. Платье из набивного капрона с длинным рукавом и юбкой гофре
1 из 6
Манекенщица Общесоюзного дома моделей одежды демонстрирует нарядное шелковое платье с палантином из коллекции, подготовленной московскими модельерами специально для Всемирной выставки в Монреале "Экспо-67"
2 из 6
Манекенщица Общесоюзного дома моделей одежды демонстрирует платье-косоворотку в русском стиле из коллекции, подготовленной московскими модельерами специально для Всемирной выставки в Монреале "Экспо-67"
3 из 6
Коллекция женской одежды весна-лето — 1966. Летнее платье из хлопчатобумажной ткани — продукция рижской швейной фабрики "Ригас апгербс"
4 из 6
Коллекция женской одежды весна-лето — 1966. Летнее платье — продукция рижской швейной фабрики "Ригас апгербс"
5 из 6
Манекенщица Общесоюзного дома моделей одежды демонстрирует нарядный комплект для прогулок из коллекции, подготовленной московскими модельерами специально для Всемирной выставки в Монреале "Экспо-67"
6 из 6
Преобладали короткие платья — к юбке было сложно подобрать верх. Позже научились вязать крючком ажурные топы и создавать комплекты с удлиненными жилетами или укороченными жакетами.
«
"В СССР мини сочетали с объемными прическами, что не молодило, а добавляло женщинам возраст, — отмечает Карина Каприэлова. — На Западе же появилась знаменитая стрижка сэссон, идеально подходившая под короткую юбку".
Бабетта идет на страну
В 1959-м вышел французский фильм "Бабетта идет на войну". Его показали и Советском Союзе. И все стали причесываться под Брижит Бардо.
Кадр из фильма "Бабетта идет на войну"
1 из 5
Фрагмент фильма "Бабетта идет на войну"
2 из 5
Студентка Горьковского (Нижегородского) медицинского института Надежда Сивачева на пляже
3 из 5
Туркменская ССР. В торговом зале нового универсального магазина, открывшегося в Ашхабаде
4 из 5
Посетительницы чайханы "Рохат" на проспекте Ленина. Таджикская ССР
5 из 5
Завязанный на макушке хвост аккуратно подкалывали. Наладили выпуск специальных сеточек для волос — они были в большом дефиците.
Были популярны и объемные удлиненные стрижки в стиле еще одного кинокумира десятилетия — Софи Лорен.
В моду вошла светлая перламутровая помада. Женщины по-прежнему рисовали стрелки. Карандаш размачивали мыльным раствором, а тушь, которая продавалась брикетами, растворяли водой.
К модному блонду добавились и красные оттенки. Использовали хну, басму, настой луковой шелухи, дававший рыжеватый отлив. В продаже появились импортные химические красители.
Синтетический бум
Начался культ вещей из нейлона, лайкры, кримплена. Новые материалы воспринимались как символ современного образа жизни. К тому же такая одежда легко стиралась и не мялась.
Женщины любили синтетические блузы с жабо, а мужчины носили белые нейлоновые рубашки. О комбинации с кружевными вставками мечтали все советские модницы.
Болонья из Болоньи
Прямой минималистичный болоньевый плащ был разного цвета, но чаще всего — синим или черным. Его обычно не застегивали, рукава закатывали до локтя. В сочетании со шпилькой и водолазкой — один из самых роковых женских образов десятилетия.
Жители Ленинграда на одной из улиц города
1 из 2
Ленинградцы на улице города
2 из 2
Первые образцы привезли из Италии, а потом за пошив взялся комбинат в Наро-Фоминске. Тем не менее это был дефицит. Недаром Высоцкий пел: "Мои друзья хоть не в болонии, зато не тащат из семьи".
Модный мех
Шубы из экомеха, популярные сегодня, были на пике моды и в 1960-е. Правда, тогда это не имело отношения к движению за сохранение природы. Даже состоятельные дамы предпочитали синтетику.
Коллекция одежды из русских мехов осень-зима — 1968-1969. На заднем плане Исаакиевский собор
1 из 2
Демонстрация моделей верхней одежды сезона осень-зима — 1969. Демисезонные пальто из меха теленка
2 из 2
А мужчины носили шапки из искусственного каракуля.
"Туфли на гвоздиках"
"В тоненьком свитере, в туфлях на гвоздиках — глупое все тебя мучит одно", — пел Иосиф Кобзон в шлягере "И опять во дворе". Аккуратные лодочки с небольшим по нынешним меркам каблуком — пять-шесть сантиметров — советские женщины носили повсюду.
Более удобные модели с квадратным устойчивым каблуком тоже были в моде, добавляет Карина Каприэлова. Балетки — еще одно новшество той эпохи.
Остроносую обувь носили и мужчины.
Русские сапожки
Высокие сапоги на молнии — одна из самых желанных вещей для советских женщин. За голландскими моделями из лакированной экокожи выстраивались огромные очереди.
«
"Мало кто знает, что революционная идея принадлежит нашему советскому дизайнеру Вере Араловой, — говорит Анна Андрианова. — На Неделе русской моды в Париже в 1959-м она представила коллекцию верхней одежды, дополненную сапогами на молнии. Хваткие европейцы мгновенно взяли ноу-хау на вооружение и наладили производство — присвоили лавры нашей Веры Ипполитовны".
Западный элемент
Женские брюки все еще воспринимались как элемент западной идеологии и заграничного образа жизни.
В 1966-м француз Ив Сен-Лоран показал брючный костюм и произвел сенсацию. В следующем году он шокировал всех женским смокингом.
"Мода на женский брючный костюм в СССР сформировалась в 1970-е, — объясняет Карина Каприэлова. — Но в 1960-е комплект с туникой, напоминающей мини-платье, был очень актуальным".
Не только стиляги
Мужскую моду во многом определили Элвис Пресли и The Beatles.
Группа The Beatles перед выступлением на телестудии в Лондоне, 1966 год
1 из 2
Элвис Пресли на пресс-конференции в Лос-Анджелесе
2 из 2
Трендом стал клеш. Особый шик — брюки со складкой сбоку, которая делала штанину внизу еще шире.
Водолазку, нейлоновую рубашку, приталенный пиджак без бортов в Советском Союзе носили не только стиляги.
Русский Карден и новые иконы стиля
Художник-модельер Вячеслав Зайцев с эскизами в руках
1 из 5
Художник-модельер Вячеслав Зайцев и манекенщица Регина Збарская обсуждают новые модели
2 из 5
Модельер Вячеслав Зайцев за работой над новой коллекцией женской одежды
3 из 5
Манекенщицы Дома моды на Кузнецком мосту (Общесоюзный дом моделей одежды). Четвертая справа — самая популярная в 60-е модель Регина Збарская
4 из 5
Мила Романовская во время показа коллекции советской одежды в Лондоне
5 из 5
В 1965-м в Общесоюзный дом моделей пришел Вячеслав Зайцев и сразу обратил на себя внимание зарубежных коллег. Познакомился с Пьером Карденом.
Прима Большого театра Майя Плисецкая тоже дружила с французским кутюрье. Он создал для нее множество сценических костюмов.
Советские дизайнеры все чаще показывали свои коллекции за рубежом — в Будапеште, Лейпциге, Берлине, Варшаве, Гаване, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Рио-де-Жанейро, Мехико, Токио, Каире, Монреале.
Манекенщицы 1960-х — Регина Збарская, Янина Черепкова, Лилиана Баскакова, Галина Миловская, Мила Романовская — были иконами стиля и настоящими звездами.
Талия, как у Гурченко: почему "Карнавальная ночь" изменила советскую моду