Глуши мотор: чем обернется для Европы эмбарго на российское топливо

Грузовик на автозаправочной станции в Германии
Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 5 фев — РИА Новости, Наталья Дембинская. ЕС объявил эмбарго на российский дизель. На фоне дефицита, прежде всего в самой Европе и США, топливо резко подорожает. Пытаясь запрыгнуть в последний вагон, всю осень и зиму на Западе панически скупали горючее — запасались впрок. Но теперь аналитики предрекают коллапс на рынке и не исключают нормирование.

Жесткие меры

В декабре Брюссель запретил российскую нефть. Запала хватило ненадолго. Европейцев уличили в использовании целого ряда схем покупки "очищенного от санкций" сырья.
Тем не менее ЕС идет дальше. С февраля невозможны морские поставки дизеля и других продуктов из сырой нефти. Это около миллиона баррелей в сутки. Одновременно страны Евросоюза и "Большой семерки" установили потолок цен на них.
Одна из самых жестких санкций призвана "резко сократить доходы России от продажи энергоносителей, направляемые на финансирование военной операции на Украине".
Однако экономисты предупредили: неизбежны разбалансировка на глобальном рынке, жесткий дефицит и взлет цен на дизель, в первую очередь в европейских государствах.
В Минэнерго не ждут резкого сокращения переработки нефти из-за эмбарго ЕС

Диверсифицируют поставки

С острой нехваткой топлива в ЕС столкнулись еще весной. Собственного дизеля мало, запасы стремительно тают. А внутренний спрос огромный.
Почти половина импортных средних дистиллятов поступала из России.
«
Дефицит усиливается, констатировал глава испанской нефтеперерабатывающей компании Repsol. В ряде стран дизель и топливо для реактивных двигателей уже на исходе. Глава Total предрекает дороговизну и дальнейшее сокращение промышленного производства.
Более 50% российского топливного экспорта в ЕС приходилось на дизель. В преддверии эмбарго Европа оставалась крупнейшим покупателем. И все последние месяцы лихорадочно запасалась горючим.
Так, в декабре, по данным Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт дизеля в России достиг многолетнего максимума — 1,2 миллиона баррелей в сутки. Из которых 720 тысяч ушли в ЕС.
Нарастили и альтернативные поставки. По информации Vortexa, за неделю до 29 января ЕС получил на 80% больше дизеля из Саудовской Аравии, чем в среднем в прошлом году. Импорт из США и ОАЭ вырос в четыре раза, общий — в девять.

Структурный дефицит

Однако, по мнению игроков рынка, стабильность альтернативных поставок под большим вопросом, огромные выпадающие объемы сложно компенсировать.
Европа рассчитывает на китайское топливо, часть которого производится из российской нефти. Недаром первую партию экспортных квот на нефтепродукты на 2023-й КНР увеличила почти вдвое.
«
"Без китайцев ЕС вряд ли найдет полмиллиона баррелей в сутки, потерянных из-за эмбарго", — указывают аналитики Energy Aspects.
Европейские трейдеры ждут структурного дефицита: запасы истощаются, а спрос постоянно растет.
В итоге, по всем прогнозам, европейский запрет буквально взорвет рынок: топливо резко подорожает, взлетят и транспортные расходы.
"Высокая цена будет складываться из-за сложной логистики и возросших затрат на доставку. Эти препятствия как следствие снизят ликвидность рынка и приведут к росту прибыльности переработки дизельного топлива, как мы наблюдали в 2022 году", — указывает Роб Тернер, руководитель сектора энергетики и ресурсов в PwC UK.
«
По оценкам платформы сырьевой аналитики Kpler, спрос на танкеры поднимется на 7,2% из-за удлинения маршрутов. Соответственно, подорожает фрахт. То есть танкерный кризис, как и предупреждали эксперты, тоже не за горами.
Дизельное топливо на мировом рынке сейчас в дефиците. Если ЕС больше не будет покупать его у России, топливо придется поставлять издалека, например из Саудовской Аравии. Вместимость специальных судов ограничена, маршруты длиннее, а перевозки, соответственно, дороже, отмечают эксперты Института немецкой экономики.
Очищают от санкций: Европа присосалась к российской нефти

Через третьи руки

Поскольку дизель нужен для перевозки грузов, увеличатся цены на товары. Соответственно, эмбарго разгонит инфляцию, которая в ЕС и так на пиковых значениях.
«
Как указывает испанская газета La Vanguardia, эмбарго эквивалентно отказу от 14 тысяч олимпийских бассейнов с дизелем. Дефицит затронет 42% легковых автомобилей, 91% фургонов и 96% грузовиков в Европе.
Аналитики подчеркивают: ЕС больше не может полагаться на смешивание российских средних дистиллятов, модернизацию и десульфурацию некондиционных сортов или использование богатой дизельным топливом нефти марки Urals в системе нефтепереработки, как было ранее.
По подсчетам Wood Mackenzie, эмбарго приведет к тому, что запасы топлива в Северо-Западной Европе к концу зимы сократятся до 210,4 миллиона баррелей — минимум с 2011-го. Эксперты не исключают и возможность нормирования дизеля.
В итоге Европе придется все равно покупать российское топливо, но уже, как и нефть, через третьи руки и дороже.
"Альтернативы нефти и газу на сегодняшний день нет, европейцы будут вынуждены закупать наши нефтепродукты через третьи страны по более высокой цене", - отметил первый замглавы экономического комитета Совфеда Иван Абрамов. "Для России это не новость, мы перестроили свои возможные логистические цепочки, экономику (в этой сфере)", - добавил парламентарий.
Россия уже запретила с 1 февраля поставлять нефть по контрактам, где используется механизм фиксации предельной цены. В отношении нефтепродуктов дату определит правительство.
Обсудить
Рекомендуем