Культура

Что слушал Репин: самые "музыкальные" картины в истории

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 15 дек — РИА Новости, Татьяна Рыжкова. При взгляде на некоторые художественные полотна в голове начинает играть определенная песня. Другие холсты появились только потому, что художник вдохновился музыкой. А иногда бывает и наоборот — живопись порождает мелодию. Как связаны Пиросмани и "Миллион алых роз", что слушал Репин, создавая "Ивана Грозного и сына его Ивана", кто был любимым композитором Врубеля — в материале РИА Новости.

"Жил-был художник один"

Наверное, самая известная картина, "переложенная" на музыку, — "Актриса Маргарита" Нико Пиросмани. Художник-самоучка слыл удачливым бизнесменом — у него была молочная лавка в Тбилиси, которую он и расписывал. Но однажды Пиросмани встретил легкомысленную Маргариту де Севр, французскую певицу и танцовщицу. Впечатлительный живописец влюбился в нее без памяти. Она же, удостоив его только поцелуем, сбежала с богатым военным.
Перед этим Пиросмани, продав картины и имущество, отправил Маргарите огромное количество цветов. На картине она — с букетом белых роз.
Репродукция картины художника Нико Пиросмани "Актриса Маргарита". 1909 год
Спустя много лет поэт Андрей Вознесенский написал об этом стихотворение, ставшее песней "Миллион алых роз".
«

"Буквально перевести живопись в музыку не получится, — говорит музыкальный блогер Светлана Ена. — У каждого рода искусства свои инструменты. Однако передать настроение произведения, сюжет можно. И это непростая задача".

Картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы"
"Голубые танцовщицы" и другие картины на "балетную" тему Дега вдохновляют не композиторов, а скорее организаторов выступлений и исполнителей классической музыки. Например, в 2018-м в Москве состоялся концерт "Звучащие полотна. Эдгар Дега", где работы импрессиониста рассматривались через шедевры Баха, Генделя, Вивальди, Моцарта, Чайковского и Боэльмана.

"Включают" музыку в голове

Картина "Неравный брак" — венчание старика с несчастной молодой девушкой — ассоциируется со старинным романсом "У церкви стояла карета", известным с конца позапрошлого века. Посетители Третьяковки даже иногда высказывают догадки, что холст создан как иллюстрация. На самом деле эти два произведения никак не связаны.
Василий Пукирев написал это полотно в 1862-м и произвел настоящий фурор среди ценителей живописи. По одной версии, художник изобразил личную драму отвергнутого бедного жениха. Согласно другой, он исходил из истории своего ученика Сергея Варенцова, который из-за низкого происхождения не смог жениться на любимой.
Репродукция картины В. В. Пукирева "Неравный брак". 1862 год. Государственная Третьяковская галерея
Тема неравных браков по расчету была настолько злободневной, что даже церковь об этом высказывалась. Похожий сюжет — у картины Фирса Журавлева "Перед венцом". Однако с романсом ассоциируется именно работа Пукирева.
Репродукция картины "Перед венцом" работы художника Фирса Журавлева
"Бурлаков на Волге" Илья Репин создал по заказу князя Владимира Романова. Изображение тяжелого труда произвело сильнейшее впечатление на публику и критиков — и стало ассоциироваться с "Дубинушкой". И картина, и песня — олицетворение горькой народной доли.
Посетители возле картины "Бурлаки на Волге" на выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее на Крымском Валу
"Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа — о борьбе за свободу, равенство и братство. И на ум приходит, конечно, "Марсельеза". Сегодня это государственный гимн Франции.
Интересно, что на картине фактически изображено его исполнение — справа видны очертания собора Парижской Богоматери, колокола которого безостановочно отзванивали этот мотив в первые дни революции.
Мужчина возле картины Эжена Делакруа "Свобода, ведущая народ" в парижском Лувре
«

"Включение" мелодии в голове при взгляде на картину может быть связано с синестезией, — объясняет психолог Лера Голубчикова. — Это особенность мозга: воспринимаемые стимулы, относящиеся к одному органу чувств, вызывают ощущения, специфические для другого. Синестеты чувствуют запах музыки и слышат картины".

"И звуки завладели мной"

«

"Живописцев вдохновляет музыка разных направлений и жанров, — говорит Светлана Ена. — Тут важны сюжетность и красочность".

Например, как у Римского-Корсакова.
Картина Михаила Врубеля "Царевна Лебедь" (1900 год) на выставке "Михаил Врубель", приуроченной к 165-летию со дня рождения художника, в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве
«

"Царевна Лебедь" Врубеля появилась благодаря опере "Сказка о царе Салтане", где роль сказочной девы-птицы играла Надежда Забела-Врубель, — рассказывает эксперт. — Это задумывалось как эскиз костюма. Но затем возник загадочный и манящий образ, гипнотизирующий тоской по нездешним мирам".

Римский-Корсаков сильно повлиял на жизнь и творчество художника.
«

"Его жена вспоминала, что оперу "Садко" он прослушал около ста раз, — добавляет Ена. — Врубель говорил, что может слушать оркестр бесконечно, особенно сцены моря, и всякий раз находит новые фантастические тона".

Картина Репина "Иван Грозный и сын его Иван" после реставрации
Илья Репин написал картину "Иван Грозный и сын его Иван" под музыку Римского-Корсакова.
В 1913-м художник рассказывал корреспонденту газеты "Русское слово": "Как-то в Москве, в 1881 году, в один из вечеров я слушал новую вещь Римского-Корсакова "Месть". Она произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и я подумал, нельзя ли воплотить в живописи то настроение, которое создалось у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване... Какая-то кровавая полоса прошла через этот год... Я работал завороженный".
Роспись потолочного плафона Парижской оперы. Марк Шагал
Но самое "музыкальное" изображение, по мнению Ены, — у Марка Шагала. Это роспись потолочного плафона Парижской оперы площадью 220 квадратных метров.
«

"Все, что есть на шагаловском плафоне, выражает почтение к авторам опер и балетов XVIII-XX веков", — говорит эксперт.

Центр посвящен Бетховену, Верди, Глюку и Бизе. Белая и зеленая части — оперные: "Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси, "Тристан и Изольда" Вагнера, "Ромео и Джульетта" Берлиоза. Синяя — с моцартовской "Волшебной флейтой" и "Борисом Годуновым" Мусоргского. Затем балеты: классические — "Лебединое озеро" Чайковского и "Жизель" Адана — в желтой части, а новаторские — "Жар-птица" Стравинского и "Дафнис и Хлоя" Равеля — в красной. Для меломанов эта последовательность полна сюжетных и музыкальных связей.
Выставка редких картин "Под знаком Рубенса" открылась в Новом Иерусалиме
Обсудить
Рекомендуем