МОСКВА, 29 окт — РИА Новости, Наталья Дембинская. В ЕС не решаются вводить ценовой потолок на российские нефть и газ. Москва уже обещала оставить без сырья всех, кто попытается это сделать. Тем временем назревает другая проблема: резкий рост стоимости транспортировки. Ставки на фрахт взлетели, судов не хватает. Это усилит дефицит, и энергоресурсы снова подорожают.
Затишье перед бурей
Биржевые цены на газ в Европе (по индексу крупнейшего европейского хаба TTF) опустились ниже тысячи долларов за тысячу кубометров — впервые с середины июня. Аналитики связывают это с тем, что хранилища почти заполнены (в среднем на 93,4%), а спрос в условиях теплой погоды пока относительно низкий. Да и паника из-за вышедшего из строя "Северного потока — 2" несколько поутихла, общий импорт, включая СПГ, устойчивый.
Впрочем, уточняют эксперты, это лишь затишье перед бурей. По мнению директора по энергонаправлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексея Белогорьева, котировки вернутся к росту.
«
Сейчас мировой рынок сжиженного природного газа фактически переориентировался на Европу. США отправляют туда 70% своего экспорта, китайские трейдеры активны на этом направлении из-за низкого спроса внутри страны. Да и у России ЕС нарастил закупки — сразу на 50%, до 15 миллиардов кубометров.
Пекин между тем сворачивает поставки, усиливая энергокризис в ЕС. Но дело не только в этом: транспортировка обходится слишком дорого.
Производство СПГ в России выросло на 11,9 процента "Золотые" танкеры
К середине октября, по данным Baltic Exchange, стоимость фрахта СПГ-танкера из-за изменения логистики поднялась до 450 тысяч долларов в сутки — в шесть раз больше, чем в начале года.
«
Цена доставки нефти из США в Китай — самая высокая с 2020-го, а с Ближнего Востока в Японию — в два раза дороже, чем в марте. Причина — дефицит судов, вызванный борьбой Европы за топливо.
Так, в конце октября Shell зафрахтовала СПГ-танкер Yiannis для отправки в Европу за 400 тысяч долларов в сутки. GAIL India получила Schneeweisschen за 360 тысяч.
Десятки танкеров с СПГ не могут разгрузиться у берегов Испании Безумная прибыль
По некоторым прогнозам, в четвертом квартале дойдет и до семизначных тарифов.
"Это может показаться безумием, но все сводится к прибыли. Если речь о 200 миллионах долларов с одной партии СПГ, грузоотправитель готов столько заплатить", — отмечает издание American Shipper, специализирующееся на морских перевозках.
«
Краткосрочная и среднесрочная торговля СПГ окажется под сильным давлением, говорится в недавнем отчете брокерской компании Affinity. Свободных судов все меньше: крупные энергетические компании бронируют их заранее.
По словам трейдеров и судовых маклеров, танкеры, зафрахтованные по более низким ставкам, сдают в субаренду. Иногда они сжигают топливо, курсируя между Сингапуром и Малайзией, поскольку единственная цель — удержать суда как можно дольше. Трейдеры загружают их природным газом и нефтепродуктами и ставят на прикол в расчете продать груз подороже.
В результате суда не возвращаются на рынок, что разгоняет цены на фрахт.
Кроме того, энергетический кризис создает дефицит плавучих хранилищ и регазификационных установок (FSRU), и это тоже повышает арендные ставки.
Сокращение поставок
Дорожают и сами танкеры. Из-за санкций Евросоюза на российскую нефть взлетели цены на танкеры-ледоколы. Как сообщили судовые брокеры Bloomberg, некоторые суда ледового класса Aframax предлагали за 31-34 миллиона долларов, что вдвое дороже, чем годом ранее.
С пятого декабря в рамках шестого пакета санкций ЕС запрещены морские перевозки российской нефти, а с 5 февраля — нефтепродуктов. Западные компании смогут обслуживать и страховать груз из России, только если нефть реализуется по цене, равной или ниже предельной.
"Нехватка судов ледового класса угрожает заблокировать зимой поставку 500-750 тысяч баррелей в день из Балтийского моря", — указывают аналитики брокерской компании Braemar.
«
Европе это грозит новым витком энергетического кризиса. Предельные цены на российскую нефть, доставляемую морским путем, ударят по мировому танкерному флоту. Часть судов нельзя будет застраховать. Это, в свою очередь, сократит поставки на глобальные рынки и подорвет антикризисные усилия США, предупреждает Bloomberg.
А биржевые цены на сырье к зиме могут резко подняться.