"Тиражная графика, или эстамп – полноценный вид искусства и может стоить дороже, чем живопись", – рассказывает Эльчин Али-заде, инициатор маркета WIN-WIN на "Винзаводе", основатель издательства и галереи Формат Один.
Это самый демократичный вид искусства, и речь далеко не о репродукциях с некоего "оригинала". Каждый отпечаток в серии, произведенной ручными методами печати, немного отличается от предыдущего. Иногда каждый лист полностью уникален: он может быть доработан вручную, или сделан в другой цветовой гамме. Такие тиражи называются "each unique".
На маркете представлены как известные имена, так и начинающие художники. Здесь показывают все: от графики и акварельных работ до живописи, скульптуры малых форм, перформансов и других классических и экспериментальных видов современного искусства.
"Хороший эстамп – это не копия чего-то уже существующего. Это полноценная новая работа, созданная специально для этого тиража, и не существующая в других форматах", – поясняет Эльчин.
На одном из стендов – железные бархатные щенки художника Вильгения Мельникова.
"Это металл с напылением, парафраз на скульптуру "Собака" Джеффа Кунса. Китчевый символ дорогого искусства, – объясняет Ирина Саминская, руководитель спецпроектов Фонда поддержки современного искусства "Винзавод". – Вильгений препарирует идею и превращает ее в панк-стиль с элементами чего-то детского".
Иван Архипов работает не только с бумагой, но и по жести, дереву, линолеуму, алюминию.
Художнику нравится переосмысливать технику гравюры, искать новые формы и создавать вневременные монументальные вещи. По его словам, наибольшим спросом пользуется оттиск на металле.
"Это демократичное искусство, за тысячу рублей можно купить графику, которая будет с тобой вечно", – отмечает Ирина Саминская.
На маркете можно посмотреть (и приобрести) принты Айдан Салаховой. В этот раз широко представлены художники из регионов (примерно 30 процентов).
Тиражные произведения и зины (любительское малотиражное издание, от английского magazine, — Прим. ред.) делают современное искусство более доступным для простых людей, объясняют организаторы.
Про работы Тимофея Малярова из Нижнего Новгорода говорят "если один раз увидишь, сразу запомнишь". На его холстах и коврах много цветовых акцентов.
"Раньше я делал одежду в технике окрашивания tie dye. Продавал ее не только в России, но и в Америку отправлял. Потом начал рисовать абстракцию. С тканью я упирался в ограничения, на бумаге больше свободы", – рассказывает художник.
Он использует в работах тушь, масляную пастель, аэрозольную краску.
"Хочется идти дальше, в сторону предметного дизайна со своим видением", – указывает Тимофей на ковры разных размеров и цветовой гаммы.
Есть на маркете и благотворительные стенды. "Часть средств от продаж пойдет беженцам, часть – авторам работ", — поясняет художница Светлана Шуваева. Здесь выставлены картины, фотографии, футболки, деревянные и керамические экспонаты.
Выставочная зона заняла три пространства: Цех Белого, Цех Красного и Винтажный зал. По словам арт-директора "Винзавода" Сабины Чагиной, текущая экспозиция, в первую очередь, про искусство, которое "несмотря на сложившиеся ограничения, развивается и существует".
Например, работа-перформанс "Тысяча рукопожатий" Сергея Катрана. Ножки грибов сформированы из глины за счет сжатия их в пальцах целой цепочки людей.
Некоторые художники размышляют на религиозную тему: создают отрефлексированные холсты-иконы или различные виды алтарей – последние были хитом прошлого маркета.
Кто-то исследует корни своей национальной идентичности. Например, участники проекта "Когда я была казашкой".
Для междисциплинарного издательства Носорог художник Александр Повзнер вылепил бюсты носорожьих носов (образец тиражного искусства).
На выставке можно увидеть огромную деревянную пиццу Эльдара Ганеева (художник группировки ЗИП) и доски, использованные в качестве холстов.
"Бывают и интерактивные тиражи, они предполагают определенное взаимодействие с объектом. Например, отклеивать части работы (специально для этого задуманные) или менять местами части тела персонажей из серии. Так зритель становится участником творческого процесса", — рассказывает Эльчин.
Такой игровой элемент есть в работах-конструкторах Марии Шишовой, которые, однако, не являются примером тиражного искусства в чистом виде.
"Есть ощущение, что многие художники, работающие с тиражным искусством, стали чаще переходить в объем, выходя за рамки плоскости в скульптуру, работу с керамикой, деревом, тканью или другими материалами", — отмечает эксперт.
Относительно недавняя инновация – использование дополненной реальности в экспонатах. При наведении камеры на куар-код на картине или принте работа начинает жить своей собственной, неожиданной жизнью.
"В советское время была хорошая школа тиражной графики, — продолжает Эльчин. — В 1990-е все стагнировало. В последние годы мы пытаемся вызвать интерес к этому направлению".