Культура

Холодные залы, экономия на всём: новые реалии культурной Европы

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 30 сен — РИА Новости, Анна Нехаева. Европе предстоит пережить зиму на фоне энергетического кризиса. Цены на отопление и электричество растут — некоторые предрекают, что до 500 процентов. Такие издержки в бюджеты не заложены. Музеи экономят на иллюминации фасадов, Эйфелева башня будет сверкать меньше, а термин "энергетическая осознанность" употребляют все чаще. О том, как планируют освещать монументы зимой и почему уменьшение теплоснабжения опасно для мировых шедевров, — в эксклюзивных комментариях европейских музеев для РИА Новости.

Города во тьме?

Самый яркий (причем буквально) пример — это сокращение времени подсветки европейских достопримечательностей.
Знаменитая стеклянная пирамида перед зданием Лувра — одна из визитных карточек музея, место для многочисленных селфи туристов. Теперь прозрачный монумент будут подсвечивать только до одиннадцати вечера.
«

"Обеспокоенный энергетической осознанностью, Лувр принял решение каждый вечер выключать освещение пирамиды на два часа раньше, то есть в 23:00 вместо 1:00, начиная с 16 сентября", — пояснили РИА Новости в пресс-службе музея.

Там также отметили, что Лувр уже более десяти лет придерживается подхода корпоративной социальной ответственности, направленной на снижение воздействия на окружающую среду.
Люди перед пирамидой Лувра в Париже
1 из 2

Стеклянная пирамида Лувра во дворе Наполеона, один из символов Парижа. Строилась с 1985 по 1989 год по проекту американского архитектора китайского происхождения Бэйя Юймина

2 из 2
Еще раньше — в десять вечера — будут гаснуть софиты башни Сен-Жак, Версальского дворца, а также муниципальных музеев.
В то же время французские власти объявили, что подсветку Эйфелевой башни планируют выключать не в час ночи, как раньше, а в 23:45. Все это — чтобы соответствовать плану экономии электроэнергии города.
Неделя женской моды в Париже у фонтанов Jardin du Trocadero перед Эйфелевой башней в Париже
«

"Мы также работаем над этим вопросом, — сообщили в пресс-службе центра Помпиду. — Первым шагом станет выключение подсветки на фасаде главного здания около одиннадцати вечера".

Уже идут переговоры о сокращении времени иллюминации Триумфальной арки и Пантеона.
«

"Париж всегда будет городом огней", — уверяет мэр Анн Идальго, несмотря на нововведения.

Фасад центра Помпиду

1 из 2
Центр Помпиду
2 из 2
В Германии подобную практику ввели летом, когда энергию экономили из-за жары. Тогда отключили освещение колонны Победы в Большом Тиргартене и Мемориальной церкви кайзера Вильгельма на площади Брайтшайдплац в Берлине.
Бранденбургские ворота в Берлине
1 из 2

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма на площади Брайтшайдплац в Берлине

2 из 2
В жаркие месяцы власти Германии, как и Испании, рекомендовали гражданам не злоупотреблять использованием кондиционеров. С наступлением холодов отопление включат позже, а общественные помещения будут прогревать не больше чем на 18-19 градусов.
В той же Испании освещение неиспользуемых витрин отключили совсем, а подсветка общественных зданий теперь работает только до 22:00. Аналогичные меры рассматривает австрийский Зальцбург. Город Линц уже отказался от ночной иллюминации достопримечательностей.
Посетители открытого музея Прадо в Мадриде

Сохранение сокровищ

Можно лишь предположить, как при отключении тепла или снижении мощностей электроприборов будут действовать европейские культурные институции. Именно там хранятся знаменитые шедевры: импрессионисты в стенах музея Орсе, полотна Веласкеса в Прадо, Микеланджело в собрании Ватикана или работы кисти Тернера в Национальной портретной галерее Лондона.
Речь идет как о постоянных экспозициях, так и о гигантских фондохранилищах, скрытых от посетителей.
Реставрационно-хранительский центр "Старая Деревня"
«

"В затруднительном положении при необдуманном резком снижении энергопотребления могут оказаться музеи, где идеальный климат в замкнутом пространстве создают с помощью специальных установок, — предполагает замдиректора по учетно-хранительским вопросам, главный хранитель Музея архитектуры имени Щусева Наталья Шашкова. — Повышение или понижение влажности, рост температуры, застой воздуха, попадание в помещение опасных веществ из внешней среды при отказе от фильтрации могут вызвать значительные и относительно быстрые разрушения экспонатов".

Главный хранитель Екатеринбургского музея изобразительных искусств Анна Гринева напоминает, что экспонатам нужен определенный климат, а некоторые коллекции и объекты требуют особого уровня освещенности. "Несмотря на то что хранение предметов в фондохранилищах и на выставках отличается, соблюдение и поддержание необходимой температуры, влажности и освещения — одно из основных условий", — поясняет она.
Посетители музея Лувр-Ланс во Франции
Российские музейные специалисты подчеркивают, что не владеют информацией о ситуации с условиями хранения предметов в европейских фондах и запасниках. Также нет данных о протоколах на случай непредвиденных ситуаций.
Но во всем мире сохранение определенных типов экспонатов требует особых условий. Для большинства археологических памятников, металлов, подверженных коррозии, и пористого камня необходим низкий уровень влажности. А для изделий из дерева, кости, кожи, перламутра опасно пересыхание. Фотоматериалы нужно хранить при низкой температуре, пергамент и восточные изделия из шелка чувствительны к колебаниям климата.
Выставка "Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина" в Париже
«

"Олово — капризный металл. Если не соблюдать режим хранения, он заболевает "оловянной чумой" — на предмете появляются пятнышки, которые потом превращаются в пятна. И может случиться так, что вещь превратится в порошок", — приводит пример заместитель директора по фондовой работе ГИМ Марина Чистякова.

Не все просто и с живописью: при перепаде температур возникает опасность образования кракелюра — мелких трещинок на картине, которые могут даже уничтожить изображение.
Проект создания гобелена на основе акварели принца Чарльза
«

"Вся бумага очень хрупкая — графика, документы, фотографии, — добавляет главный хранитель музея-заповедника "Царицыно" Елена Карасева. — Ей нужен режим похолоднее и потемнее, иначе она желтеет, покрывается рыжими пятнами, которые реставраторы называют "лисьими".

Практические советы в новых условиях выработал Немецкий союз музеев. Он рекомендует проверить возможность совместного хранения материалов с одинаковыми требованиями консервации. Или подумать о том, чтобы временно переместить коллекцию в помещения, которые "могут кондиционироваться более энергоэффективным способом или где уже созданы наилучшие климатические условия".
Пергамский алтарь в берлинском Пергамском музее

Для тех, кому холодно

В последние годы многие европейские музеи уже работали над программами по сокращению энергопотребления. Переходили на светодиодные лампы, делали датчики движения и более эффективные двигатели вентиляционных установок.
Посетители музея Лувр-Ланс во Франции
«

"Рост стоимости жизни и цен на энергоносители окажет серьезное влияние на отдельных лиц и учреждения в музейном и художественном секторах, — рассказали РИА Новости в лондонской Национальной портретной галерее. — В дополнение к бесплатному доступу к нашей коллекции мы предлагаем и другие мероприятия для аудитории. Мы намерены играть положительную роль в качестве общественного арт-учреждения".

Национальная портретная галерея в Лондоне
Изначально многие музеи, галереи и библиотеки Европы заявили, что готовы стать "убежищем" для тех, у кого нет возможности нормально отапливать свои дома: желающие смогут прийти не только на экскурсию или занятия, но и просто погреться.
Однако в последнее время площадки обеспокоены повышением цен. Так, музеи в Страсбурге сократят часы работы. Они планируют закрываться на два полных дня в неделю, а также приостанавливать потребление электричества с 13:00 до 14:00.
Посетители британской галереи Тейт
Не менее взволнованна Великобритания — даже несмотря на заявления правительства о полугодовом сдерживании цен на энергоносители для бизнеса. Прогнозируют, что годовые счета за электроэнергию домохозяйств вырастут там в среднем до 80 процентов с октября, а музеев — до 500 процентов.
«

"Люди в абсолютном отчаянии, — признается директор Ассоциации музеев Великобритании Шэрон Хил. — Я никогда не видела ничего подобного в секторе — директора музеев и руководители говорят, что не знают, как будут платить по счетам этой зимой".

По ее словам, если музеи не найдут финансовой поддержки у государства или спонсоров, им придется как минимум закрываться в некоторые дни недели.
Посетители в музее Лувра
Но все же главное — в каких условиях будут храниться мировые шедевры.
«

"Самое страшное для музейного предмета — перепады температуры и влажности, — отмечает главный хранитель музея-заповедника "Царицыно" Елена Карасева. — Но даже в самых критических ситуациях — как пример, при длительном отключении электричества — музеи обязаны искать выход. Так как это святая обязанность — сохранять коллекции".

Выставку-путешествие из виртуального в реальное представили в Третьяковке
Обсудить
Рекомендуем