Российские ученые считают, что учителей можно защитить от выгорания

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 22 сен - РИА Новости. Ученые МГПУ считают, что внедрение системы наставничества поможет защитить начинающих учителей от эмоционального выгорания и раннего ухода из профессии. В то же время, они отметили, что на формирование профессиональной идентичности педагога напрямую влияет образ учителя в обществе. Результаты исследования опубликованы в статье "Профессиональная идентичность начинающих учителей: обзор исследований".
Профессиональная идентичность — это осознание человеком себя как профессионала и члена профессиональной группы, формирование эмоционального отношения к ней, а также личного отождествления себя со своим делом. Однако начинающие учителя в первые месяцы своей работы часто обнаруживают, что реальность не соответствует их ожиданиям. Происходит так называемый "сдвиг" профессиональной идентичности, который нередко вызывает желание сменить профессию.
Ученые объяснили, как можно повысить квалификацию воспитателей
Недостаточно позитивный образ педагога в обществе или в коллективе также способен достаточно серьезно изменить профессиональную идентичность у начинающих учителей (например, с позитивной на кризисную). Это отражается и на учениках, поскольку уверенный в себе и своей профессии педагог сможет дать им гораздо больше, считают специалисты Московского городского педагогического университета (МГПУ).
Специально разработанная и внедренная система наставничества поможет сформировать у педагогов позитивную профессиональную идентичность и защитить их от профессионального выгорания, считает специалист лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Наталья Жабина.
«
"В сложный момент наставник объяснит новичку, что происходит, и поможет ему преодолеть трудности осознания себя как профессионала, ведь именно исследование профессиональной идентичности начинающих учителей, по сути, - одно из звеньев в цепочке мер по сохранению в образовательных организациях счастливых и профессиональных педагогов", – рассказала Жабина.
До сих пор эта тема не стала предметом комплексного исследования: не существует ни общей терминологии, ни единого подхода, отмечают ученые МГПУ. Поэтому они изучили и систематизировали публикации на тему профессиональной идентичности и на основании этого комплексного анализа сформулировали ключевые выводы и практические рекомендации.
"Мы установили, что профессиональная идентичность у будущих педагогов формируется в момент глубокого изучения специальных предметов и с началом работы. То есть у студентов пятого курса, прошедших практику, профессиональная идентичность будет выражена более четко, чем у первокурсников. Более того, у студентов младших курсов идентичность, скорее всего, основана на романтических представлениях и образах из книг и сериалов. Поэтому далеко не все выпускники остаются в профессии в первые годы практики. Иллюзии рассеиваются, а истинная идентичность не формируется", - рассказала спикер.
Ученые планируют продолжать изучение профессиональной идентичности начинающих учителей и применять полученные знания на практике.
Ученые доказали, что коммуникативные навыки и знание предмета не связаны
Обсудить
Рекомендуем