МОСКВА, 28 авг — РИА Новости, Мария Селиванова. Усадьба Абрамцево — идеальный маршрут для поездки на выходной день. Гуляя в тени аллей или по комнатам господского дома, размышляя о вечном в небольшой церкви или у вековых дубов, понимаешь, почему это место так любили известные художники, писатели и скульпторы. Здесь заряжаешься вдохновением. Где искать автограф Шаляпина, иконостас Васнецова и "Скамью Врубеля" — в материале РИА Новости.
Метаморфозы названия
"До середины XVIII века здесь была пустошь. Ее знали как Обрамково. С одной стороны усадьбы — река Воря, кругом — лес", — рассказывает экскурсовод Елена Горбатенко.
© Фото : Александр Андреев
Усадьба Абрамцево
Особняк построили в 1750-м для отставного морского офицера Федора Головина, служившего Петру I. В 1843-м имение приобрел литературный критик Сергей Аксаков.
Он так проникся сельской жизнью, что написал книги "Записки об уженье рыбы", "Записки оружейного охотника Оренбургской губернии".
И сказку "Аленький цветочек" сочинил тут. "Изначально он был "Оленькиным" — в честь внучки", — уточняет Елена Горбатенко.
В 1870-м усадьбу у наследников Аксакова купил крупный промышленник и меценат Савва Мамонтов. "Богатый купец, влюбленный в искусство", как его называли, приглашал к себе молодых талантливых живописцев и скульпторов. Так сложился Абрамцевский художественный кружок.
От Гоголя до Врубеля
Обязательно прогуляйтесь в сопровождении экскурсовода по комнатам главного господского дома.
Усадьба Абрамцево. Веранда главного дома
Вот кабинет, где Аксаков обсуждал литературу, охоту и рыбалку с таким же энтузиастом жизни на природе — писателем Иваном Тургеневым. А с актером Михаилом Щепкиным и художниками Алексеем Хомяковым и Юрием Самариным здесь велись споры о театре и искусстве.
В мезонине подолгу гостил Николай Гоголь. Тут он приступил ко второму тому "Мертвых душ". В усадьбе сохранились письма и записки писателя.
При Савве Мамонтове обычно собирались в Красной гостиной. "Там устраивали посиделки, учили итальянский язык, потому что все вдруг решили, что Данте лучше читать в оригинале", — рассказывает Елена Горбатенко.
Стол в Красной гостиной накрыт необычной скатертью. По традиции каждый гость расписывался на ней мелком, а Елизавета Мамонтова потом вышивала автограф разноцветным шелком. Росчерк "Федя" — это молодой Шаляпин.
На камине необычный экран — с иллюстрациями к сказке Пушкина о царе Салтане. "Очевидцы утверждали, что экран, расписанный Михаилом Врубелем, обладал необычным эффектом. Когда огонь в камине горел, казалось, что листья на дереве шевелятся, Царевна Лебедь плывет, а царь подмигивает", — говорит экскурсовод.
Немецкий — сделанный на заказ — треугольный рояль звучал как клавесин. Елизавета Мамонтова великолепно исполняла Бетховена и Шумана. По всему дому развешаны портреты хозяев и гостей, картины.
Кстати, Виктор Васнецов изобразил сына мецената, Андрея Мамонтова, в образе Алеши Поповича в "Трех богатырях" и сделал его главным героем полотна "Иван-царевич на Сером Волке".
А дочь Мамонтовых, Веру, прославил Валентин Серов: она — та самая "Девочка с персиками". "Работа шла медленно, понадобилось 80 сеансов по два-три часа. Измученная Вера называла это экзекуцией", — объясняет Елена Горбатенко. Интерьер столовой на заднем плане картины почти не изменился.
В Театральном зале при главном входе ставили спектакли. На них бывал двоюродный брат жены хозяина, режиссер Константин Алексеев, известный теперь всему миру под псевдонимом Станиславский. Сохранился занавес — его до сих пор используют на спектаклях и концертах.
Что еще нужно увидеть в Абрамцево
Аллеи усадьбы ведут к нескольким необычным постройкам.
Справа от главного дома — студия-мастерская, возведенная в 1873 году по проекту Виктора Гартмана. Крыльцо и наличники декорированы деревянным орнаментом. Внутри — рисунки, керамика, вазы и камины с изразцами Врубеля.
Рядом — монументальная "Скамья Врубеля" из майолики (обожженной глины, покрытой разноцветной глазурью). На плитке — сказочные птицы, невероятные цветы. Похожий затейливый орнамент можно увидеть в Москве на "Метрополе", "Национале" и Ярославском вокзале. Керамику для них делали на заводе Мамонтовых.
Присесть на скамейку-диван в Абрамцево не получится: чтобы защитить конструкцию, ее окружили стеклянным павильоном.
Слева от главного дома — баня-теремок. Правда, по назначению она использовалась только при Аксаковых и уже при Мамонтовых стала флигелем для гостей. Там собрана мебель, изготовленная по эскизам художницы Елены Поленовой, сестры Василия Поленова.
На аллее из розовых кустов — "избушка на курьих ножках". На крыше этой беседки — резной конек, на фронтоне — сова и летучая мышь работы Васнецова.
Тут же — действующая церковь Спаса Нерукотворного, построенная в 1881 году в аскетичном новгородском стиле. Ее проектировал Василий Поленов, Васнецов добавил декоративные элементы. Он же создал образ Богоматери для иконостаса и украсил клиросы орнаментами и бабочками.
Главную икону храма — Спас Нерукотворный — написал Илья Репин. При входе в церковь посетителям выдают план, где указаны все авторы.
Абрамцево. Знаменитый дуб
Самое популярное место для селфи в Абрамцево — дуб-великан, посаженный в 1770-м. Диаметр ствола — около полутора метров. Этот долгожитель, как говорят в музее, помнит всех хозяев и гостей усадьбы.