МОСКВА, 12 авг — РИА Новости, Никита Бизин. В одной из крупнейших христианских общин — Англиканской церкви — большой скандал. Духовенство так и не смогло договориться о том, допустимы ли однополые браки. Враждующих консерваторов и либералов попытался усадить за стол переговоров архиепископ Кентерберийский. Но в итоге сам оказался под ударом. О последствиях конфликта для всех верующих — в материале РИА Новости.
Меж двух огней
Британские СМИ разошлись в оценках насчет архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби. Одни издания писали, что он вышел победителем, другие — что проиграл битву. А третьи загадочно отметили: "Уэлби не сказал ни да ни нет".
Причина — Ламбетская конференция, которая состоялась на неделе. Событие для англикан весьма важное: с середины XIX века раз в десять лет епископы из разных стран приезжают в графство Кент для решения проблем.
Одна из наболевших — гей-браки. Огромная англиканская община, в которой 85 миллионов верующих, уже четверть века не может найти консенсус. В 1998-м вроде окончательно решили: "однополые союзы недопустимы, и их не рекомендуется "узаконивать и благословлять".
Правда, это была лишь рекомендация, а не директива. Все дело в том, что в Церкви Англии, в отличие, например, от Русской православной или Римско-католической, отсутствует жесткая административная структура. Это скорее конфедерация 42-х национальных общин с одинаковым вероучением, но разными порядками.
Поэтому сейчас геев и лесбиянок венчают в Епископальных церквах США, Бразилии, Канады, Шотландии, Уэльса, Новой Зеландии и Полинезии. Но в Англии, где на светском уровне уже давно легализовали такие союзы и где архиепископ Кентерберийский формально числится госслужащим, практика запрещена. За это духовный центр англикан постоянно критикуют единоверцы.
Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби
"Это совершенно неправильное послание миру... Оно противоположно христианским ценностям исцеления и примирения… оно разделяет и ранит", — заявил епископ Лос-Анджелеса Джон Харви Тейлор.
"Слишком терпимый"
Поэтому по итогам Ламбета-2022 строгую формулировку 1998-го смягчили: "По мнению англиканской общины в целом, все крещеные и верующие люди, независимо от их сексуальной ориентации, являются полноправными членами Тела Христова… о них следует заботиться и относиться к ним с уважением".
Однако такой вариант не удовлетворил традиционалистов. Член синода Англиканской церкви, влиятельный мирянин Сэм Маргрейв осудил Джастина Уэлби.
"Даже либерально настроенный папа римский прямо сказал, что Церковь не может благословлять грех, — написал Маргрейв в послании лидеру англикан, — не говоря уже об изменении таинств, чтобы разрешить однополые браки священников".
И призвал Уэлби уйти в отставку — пока что добровольно. Иначе будет полноценное смещение "через голосование в синоде".
© AP Photo / Ben Curtis
Ламбетская конференция, 1998 год
Но на этом претензии не закончились. Африканские епископы назвали Уэлби "слишком терпимым". И пригрозили, что отделятся от Церкви Англии.
"Если церкви в странах Запада не раскаются в отступлении от канонов, то мы, к сожалению, разорвем контакты", — заявили они.
Никому не угодил
Наболевший вопрос так и не решили. На итоговом заседании архиепископ Кентерберийский ограничился общими словами. И тем самым еще больше расколол единоверцев. Консерваторы обвинили его в "излишней мягкости" в ущерб догматам, а либералы — "в ставке на институты, а не людей".
По словам экспертов, такая ситуация говорит о "глобальном кризисе" всего христианства.
"Если быть точнее — это кризис богословия. Он начался в шестидесятые, когда реформистское крыло, набирая силу, создало оппозицию традиционалистам", — говорит заместитель директора Института Европы РАН, доктор политических наук Роман Лункин.
© AP Photo / Gregorio Borgia
Регистрация однополого брака в США
Однако, добавляет он, подобная конфронтация стала уже привычной: история показывает, что англиканство за долгие годы научилось находить баланс между двумя враждующими лагерями.
"Дело в том, что для этой конфессии духовным ядром всегда была Англиканская церковь. Государственная, как известно, во главе которой стоит королева. Это значит, что религиозный институт всегда старался идти в ногу с общественными тенденциями и одновременно сохранять традицию", — поясняет Лункин.
Такой механизм, заключает эксперт, позволяет минимизировать риск раскола. Но давний вопрос об однополых браках вновь остался без ответа. Что вызовет еще больше волнений среди паствы.