МОСКВА, 24 июл — РИА Новости, Павел Сурков. Ирина Мирошниченко отмечает юбилей. С такими великолепными внешними данными и драматическим талантом она с легкостью стала одной из главных актрис советского кинематографа. Но предпочла театральную карьеру, а к киноролям относилась очень выборочно. Сцена помогла ей не замкнуться на амплуа роковой красотки и показать все грани артистического дара.
Не только девушка Бонда
VIII Московский международный кинофестиваль. Советская киноактриса Ирина Мирошниченко, исполнительница главной роли в конкурсном фильме "Это сладкое слово — свобода"
Мирошниченко — актриса-символ, это понял еще Андрей Тарковский с его прозорливостью и точностью попадания в образ. Он выбрал именно ее на роль Марии Магдалины в "Андрее Рублеве". Короткий эпизод — но завораживающая красота артистки запоминалась зрителю. У героини не было текста, лишь эмоции, которые Мирошниченко отыгрывала так ярко, но в то же время натурально, что все понимали: это новая звезда кино.
Нестандартная голливудская внешность обеспечивала ей роли в приключенческих и детективных фильмах — таких, например, как "Их знали только в лицо". Но бесконечно играть красавиц-разведчиц или спутниц шпионов ей не хотелось. Хотя она идеально вписывалась в образ "девушки Бонда" — неземной, недоступной, чарующей и ослепительной.
Мирошниченко компенсировала риск попадания в типаж чередой разных ролей в МХАТе. На сцене проявился ее талант характерной актрисы. Зритель сперва очаровывался ею, а затем уже она погружала его в режиссерскую задумку.
Зловещая и неотразимая
© Беларусьфильм (1984)
Кадр из фильма "Рыжий, честный, влюбленный"
В кино ей доставались образы еще и роковых женщин — сильных, зловещих, но при этом неотразимых. Например, иностранная шпионка Лидия Флора в "Агенте секретной службы" или королева пиратов мадам Вонг в "Тайнах мадам Вонг". Этот фильм планировался как продолжение знаменитых "Пиратов ХХ века", но Николай Еременко и Талгат Нигматулин отказались повторять ранее сыгранные роли, и Станислав Говорухин переписал сценарий. В итоге получился искрометный боевик со звездным составом. Роль мадам Вонг — фактически статичная, но артистке удалось передать и силу, и властный характер пиратской предводительницы несколькими отточенными фактурными движениями.
А как хороша ее фру Алиса из сказки Леонида Нечаева "Рыжий, честный, влюбленный"! Учительница из лесной школы, черно-бурая лиса, которая явилась в нору родителей лисенка Людвига и сразу устроила форменный переполох. Ну что еще могла сделать самая хитрая лиса в лесу, как не объегорить соплеменников: фру Алиса ворует у родителей Людвига прямо из-под носа ведро с карпиками, предназначенными для ужина. Вроде бы крохотный эпизод, но самый яркий.
От классики до эксперимента
© Ленфильм (1985)
Кадр из фильма "Зимняя вишня"
Была в карьере Мирошниченко и одна "сквозная", но запоминающаяся роль — Юлия из "Зимней вишни", супруга главного персонажа (Виталий Соломин), который мечется между любовью на стороне и домом. Сперва героиня существовала исключительно в виде голоса из трубки. Но затем режиссер Игорь Масленников решил явить Юлию зрителям, и на эту роль пригласил Мирошниченко. Красавица-героиня знает, что муж выбрал другую, но в силу мягкости характера он никак не может уйти. С одной стороны, жена принимает недвусмысленное положение вещей, а с другой — проявляет строгость в сохранении семейного очага.
Мирошниченко продолжает играть в МХТ. Для нее открыт весь спектр классического репертуара: в послужном списке — и Раневская, и Аркадина, и Елена Андреевна из "Дяди Вани". Но при этом она совершенно не чужда театральным экспериментам. Например, блестяще исполнила роль королевы в оригинальных "Трех мушкетерах" Константина Богомолова. А одной из недавних работ стало участие в иммерсивном спектакле Марины Брусникиной "Театральный роман", который играют не на сцене, а в разных пространствах театра.