БАКУ, 29 июн – РИА Новости. Истинная причина демарша Турции против претензий Швеции и Финляндии на вступление в Североатлантический альянс – опасения относительно возможной реакции России, считает директор турецкого центра стратегических исследований Kafkassam Хасан Октай.
В среду в Мадриде стартует саммит НАТО, центральными темами которого будут украинский кризис и вступление Швеции и Финляндии в альянс, против чего решительно выступает Турция. В Анкаре такую позицию объясняют поддержкой Стокгольмом и Хельсинки Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной террористической организацией в Турции.
"Турция как страна Североатлантического альянса выступила против претензий Швеции и Финляндии на членство в этом военном блоке исключительно из-за опасений в связи с возможной реакцией РФ", - сказал эксперт РИА Новости.
"Будучи второй значимой державой в НАТО, Турция продолжает развивать на взаимной основе всесторонние отношения с Россией. Также две страны поддерживают взаимные контакты по линии дипломатических каналов для урегулирования вопросов, вызывающих разногласия. Украинский кризис подвел эти отношения к чувствительной для обеих стран черте. Путем затягивания войны на Украине ЕС и НАТО пытаются ослабить Россию и дискредитировать ее в глазах всего мира, а между тем Турция, несмотря на все риски и угрозы, в определенном смысле поддерживает РФ, в частности, не присоединяясь к санкциям и не закрывая проливы", - отметил Хасан.
При этом, добавил глава Kafkassam, соблюдая интересы Москвы, Анкара ожидает от нее такого же осторожного подхода по ряду вопросов. "В Москве должны правильно расценить подобное отношение Анкары и активировать мирные переговоры в Стамбуле", - полагает эксперт.
Москва не раз отмечала, что альянс нацелен на конфронтацию. Как подчеркивал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, дальнейшее расширение блока не принесет большей безопасности Европе. Вместе с тем он не считает вступление Швеции и Финляндии в эту организацию экзистенциальной угрозой для России. Президент РФ Владимир Путин отметил, что отказ от традиционной политики военного нейтралитета Хельсинки был бы ошибочным, так как никаких угроз для Финляндии не существует.