МОСКВА, 29 июн — РИА Новости, Анна Нехаева. Коллекцию братьев Морозовых — произведения импрессионистов, постимпрессионистов и отечественых мастеров — впервые за 100 лет собрали в ГМИИ. Выставка реконструирует "идеальный музей", созданный "русскими, которые не торгуются". О том, какую картину-хамелеон Ван Гога показывают, о чутье коллекционера и влюбленности Ренуара — в материале РИА Новости.
Долгий вояж
«
"Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, покупай ее", — писал коллекционер Сергей Щукин.
Шедевры из его собрания показывали в Пушкинском музее в 2019 году после парижской выставки в 2016-м. Теперь настала очередь коллекций промышленника Ивана Морозова и его брата Михаила.
Щукин и Морозовы за большие деньги скупали самое лучшее во Франции. На базе их собрания появился Музей нового западного искусства после национализации в 1923 году. Затем его расформировали на волне борьбы с космополитизмом, а большую часть работ поделили между Эрмитажем и ГМИИ.
Спустя 90 лет коллекции Морозовых выставлялись в Эрмитаже и в фонде Louis Vuitton в Париже, и вот — после вековой паузы — они приехали в Москву.
Русский, который не торгуется
«
"Большинство работ, которые приобретали тогда Морозовы, считались произведениями "недохудожников": Ван Гог, Гоген не были мастерами первого ряда, — поясняет куратор выставки Наталья Кортунова. — У Михаила спонтанный подход к покупкам, у Ивана — более размеренный, спокойный".
Иван воспитывал свой вкус: начинал с салонных работ авторства некогда популярных, но забытых сейчас живописцев. Произведения некоторых из них стоили дороже Пикассо.
Михаил покупал картины Коровина, учившего живописи обоих братьев, а затем уже собирал все, что нравилось, — от "Боярыни Морозовой" Сурикова и работ Врубеля до импрессионистов. Он первым из русских привез в Москву Гогена, Ван Гога, Мунка.
Монтаж выставки "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"
1 из 3
Посетитель на выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в ГМИИ
2 из 3
Выставка "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"
3 из 3
В отличие от увлекающегося брата, Иван мог ждать нужную покупку годами, будучи на связи с арт-дилерами. Ездил в Париж на салоны.
В экспозиции указаны счета на картины из французских галерей. Можно сравнить цены на полотна с нынешними и еще раз удивиться чутью и азарту меценатов.
Иван не просто собирал полюбившиеся вещи, он хотел создать энциклопедию современного искусства — переплачивал, но находил лучшее. При этом русская часть морозовской коллекции выглядела эклектично: мирискусники, Сомов, Бенуа, Коровин, Левитан, Ларионов, Гончарова...
Французских мастеров Иван отбирал особенно тщательно. Охотился за Сислеем, Ренуаром, Сезанном, заказывал монументально-декоративные ансамбли Дени, Боннару и Матиссу.
«
"У Морозова глаз воспитан на другой культуре, на ситцевых ярких разноцветных тканях, которые он производил, а потом присоединилось художественное самообучение, — отмечает куратор. — Есть мнение, что Ивана привлекала экзотика à la russe. Российских коллекционеров яркими красками Гогена, Матисса, Ван Гога было не напугать. Они были привычными для русских, связанных с текстильной сферой".
Легендарные шедевры
Проект демонстрирует картины, из-за хрупкости очень редко или никогда не покидающие стены ГМИИ, — к примеру, "Девочка на шаре" Пабло Пикассо.
История покупки не так проста, ведь за звание лучших коллекционеров с Морозовыми соперничали Лео и Гертруда Стайн. Критик и писательница первыми начали последовательно скупать Пикассо, Матисса, Моне, Ренуара, других импрессионистов.
Но действовали брат и сестра не всегда разумно, и в итоге им пришлось продать ряд произведений. Морозов неоднократно бывал у Стайнов дома и приметил "Девочку на шаре".
Приобретение стало редкой удачей: произведения "розового периода" Пикассо уже тогда стоили баснословных денег. Купленная в 1913-м году картина стала последней работой авторства зарубежного художника.
В годы Первой мировой войны и революции Иван не мог посетить французскую столицу и сконцентрировался на российских мастерах. Но среди его новых приобретений были работы авторов, прославившихся во Франции в 1920-е годы, например Марка Шагала.
Картина-хамелеон Ван Гога
Из "невыездных" за стены ГМИИ работ "Красные виноградники" Ван Гога — одна из немногих картин, проданных при жизни художника.
Полотно в 1888-м мастер писал на мешковине, грунтовал сам, наносил краски кистью и пальцами. Завершив его, не стал дожидаться, пока картина высохнет, свернул ее в рулон и отправил брату Тео в Париж. Поэтому на произведении местами заметна фактура холста и образовался кракелюр.
При написании солнца мастер использовал хромат свинца, который темнеет от воздействия ультрафиолета. Теперь можно только предполагать, каким ярким оно было изначально.
Не картина, а десерт
Некоторые картины на выставке ведут диалог. Например, два изображения Жанны Самари кисти Ренуара (одно из Эрмитажа, из собрания Михаила, а второе принадлежало Ивану). Актрису художник писал неоднократно — есть легенда, что он был в нее влюблен.
«
"На примере работ можно увидеть, какая она разная, — рассказывает Кортунова. — Одна — парадный портрет в полный рост в образе, в котором ее впервые увидел мастер. Михаил считал, что это одна из лучших работ Ренуара".
На второй картине Самари на розовом фоне в зеленом платье с цветком на плече. В 1910-х такое сочетание оттенков считали моветоном. Но у Ренуара была своя система подбора красок: если они не гармонировали, он их "объединял". В портрете таким связующим элементом стал золотистый браслет.
Критики не одобрили работу, назвав ее "крыжовенно-фисташковым десертом, который можно есть ложкой".
Полотно могло не попасть в российское собрание: художник Виноградов, советовавший Михаилу приобретать Ренуара, скептически отнесся к "десертной" картине. Но коллекционер его не послушал — и оказался прав.
Открытый финал
Иван Морозов не успел закончить свое собрание, его видели немногие — лишь посетители особняка промышленника.
"Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых"
1 из 3
Посетительница на выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" ГМИИ. Слева направо: картины Матисса из "Марокканского триптиха"
2 из 3
На выставке "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
3 из 3
«
"Он был человеком не того склада, чтобы показывать незавершенный проект, — говорит куратор Алексей Петухов. — Полагаю, отказ демонстрировать собрание он объяснял нежеланием представлять его в таком виде".
В ГМИИ решили пофантазировать и представить, что было бы, если бы Морозов остался в Москве и завершил работу над собранием. В музее предположили, как бы располагалась выверенная Иваном и расположенная в хронологичекой последовательности коллекция.
«
"Понятие идеального музея шире, — подчеркивает Петухов. — Это не только историческая штудия, но и медитация вокруг искусства, умение сосредоточиться, глубоко погрузиться в художественное пространство и уделить время размышлениям".
Выставка "Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых" будет открыта до 30 октября.
Модник, шутник, труженик: каким был Петр I, покажут в Историческом музее