МОСКВА, 29 апр — РИА Новости, Алина Кравцова. О творчестве Генриха Семирадского мало говорят даже на курсе русской живописи профильных вузов. Он считался одним из лучших в Императорской академии художеств, но не вписался в аллею славы наряду с выдающимися современниками. Почему коллекционер Павел Третьяков не покупал его работы, музеи не стремились их получить и что можно увидеть на выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" — в материале РИА Новости.
Художник-"чертополох"
«
"Семирадский был миролюбивым и талантливым, — рассказывает куратор выставки Татьяна Карпова. — Он получил такое образование и вышел из такой культурной среды, что русские художники, за редким исключением, конкурировать с ним не могли. Столь сильный соперник поразил и публику, и профессионалов. И когда он стал привозить из Италии свои картины, это вызвало шквал критики, чему Семирадский очень удивился".
Его называли "чертополохом, от которого нужно избавиться", а его творчество — "пыльной рутиной". И это притом что Семирадский считался одним из лучших учеников в Императорской академии художеств и в числе избранных получил стипендию для работы за границей.
Посетители у работы Генриха Семирадского "Фрина на празднике Посейдона в Элевзине" (1889)
1 из 3
"Фрина на празднике Посейдона в Элевзине", Генрих Семирадский (1889)
2 из 3
Посетитель у картины Генриха Семирадского "По примеру богов" (1877)
3 из 3
Русская творческая среда вынудила поляка покинуть страну. Но и за рубежом его не приняли. "Выбрав путь наднационального художника, который черпает вдохновение из всей европейской цивилизации, Семирадский лишился поддержки как в России, так и в Польше", — поясняет куратор.
Этот антагонизм возник на фоне разногласий между "прогрессивными" передвижниками и "ретроградной" Академией художеств. Противостояние порой было яростным, и давление на Семирадского — одно из его проявлений.
«
"Была и определенная зависть некоторых художников, — добавляет Татьяна Карпова. — Они настраивали против Семирадского Павла Третьякова, это была борьба за мецената, за деньги".
Большие надежды
Генрих Семирадский прославился прежде всего благодаря монументальным работам на античные сюжеты. Он писал как идиллические сцены быта жителей Древней Греции и Рима, так и исторические сюжеты, полные жестокости и порока. Полотна выглядят очень правдоподобно — в духе эпохи господства реализма.
Посетитель у работы Генриха Семирадского "Канатоходка" (1898)
1 из 3
Посетитель на выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве
2 из 3
Посетитель у работы Генриха Семирадского "Тайная вечеря", фрагменты запрестольной композиции (1877-1878) главного алтаря храма Христа Спасителя на выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве
3 из 3
Есть у него и портреты, пейзажи, библейские мотивы. Он декорировал общественные заведения и церкви. До сих пор во Львовской и Краковской опере можно увидеть созданные им занавесы, которые опускают по особому случаю. А его настенные росписи храма Христа Спасителя в Москве Илья Репин называл лучшими. На выставке в Третьяковской галерее представлен сохранившийся фрагмент заалтарной части стены с изображением "Тайной вечери".
Человек мира
Есть несколько версий, почему Павел Третьяков так и не купил ни одной работы первого ученика Академии художеств, хотя подобные по жанру картины есть в коллекции мецената. По одной — Семирадский отказался подписывать картины кириллицей. По другой — его перестали считать русским живописцем после того, как он подарил Кракову монументальную работу "Светочи христианства. Факелы Нерона". Мастер совершил этот демарш в ответ на то, что Александр III не купил, как он надеялся, эту картину.
Не оценили "беспечную" живопись Семирадского и в годы советской власти. При расформировании частных коллекций его работы чаще всего отправляли в региональные музеи, распылив наследие. В Третьяковскую галерею впервые две картины художника попали в середине 1920-х, после закрытия Московского публичного Румянцевского музея. Сегодня в собрании — всего пять живописных и несколько графических его произведений.
Вечные идеалы
На выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" — полотна из пятнадцати музеев, в том числе зарубежных.
«
"Нам удалось сделать этот проект международным, — отметила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. — Важнейшее произведение Семирадского на этой выставке — картина "Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу" из Национального художественного музея Республики Беларусь. Полотно отреставрировано силами Третьяковской галереи. А работа "По примеру богов", которая дала название выставке, — из собрания Национальной галереи Армении".
Кроме произведений Генриха Семирадского, в экспозиции — картины других представителей позднего русского академизма и постклассицизма: Степана Бакаловича, Василия Котарбинского, братьев Павла и Александра Сведомских, Федора Бронникова, Павла Велионского.
Картина Павла Сведомского "Фульвия с головой Цицерона" (1898)
1 из 3
Картина Федора Бронникова "Проклятое поле. Место казни в Древнем Риме. Распятые рабы" (1878)
2 из 3
Работа Василия Смирнова "Смерть Нерона" (1888)
3 из 3
Дополняют живопись фрагменты античной скульптуры и вазы из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Подобные вещи были в личной коллекции Семирадского и служили ему источником вдохновения.
Работа Михаила Попова "Нубийский негр" (1878) на выставке "Генрих Семирадский. По примеру богов" в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве
1 из 3
Посетитель у работы Николая Лаверецкого "Вакх" (1879)
2 из 3
Римская реплика с греческого оригинала III века до н. э. "Торс Афродиты Сиракузской"
3 из 3
Новое прочтение
Свежее прочтение классики дают произведения представителей так называемой Новой академии: основателя этого течения Тимура Новикова, Олега Маслова и Виктора Кузнецова, Ольги Тобрелутс, Тимофея Парщикова, Валерия Кошлякова, Аристарха Чернышева.
«
"Нам было важно показать, как сегодня воспринимаются темы античности, — отмечает заведующая отделом новейших течений Третьяковской галереи Ирина Горлова. — Интересно, что в современном искусстве вообще появился такой неоклассицизм и просуществовал более десяти лет. Это как бы поддерживает Семирадского в его страсти к прекрасным темам".
Посетитель у работ Тима Парщикова "Times New Roman. Эпизод 3: Москва 2011-2013" (1998)
1 из 4
Работы Тима Парщикова "Times New Roman. Эпизод 3: Москва 2011-2013" (1998)
2 из 4
Посетитель у работы Ольги Тобрелутс "Сон Александра" (1998)
3 из 4
Посетители у работ Олега Маслова, Виктора Кузнецова и фотографа Райнера Бёме "Посвящение Alma Tadema" (1997)
4 из 4
Проект Times New Roman Тимофея Парщикова — это фотографии копий античных скульптур, выставленных на продажу на Рублево-Успенском и Новорижском шоссе. Художник размышляет о классическом наследии, власти и задается вопросом, почему богатые современники нуждаются в присвоении этого идеала. Может быть, в будущем эти копии пополнят коллекции музейных собраний — подобно репликам, которыми украшали свои жилища древние римляне.
Выставка "Генрих Семирадский. По примеру богов" продлится до 3 июля.
Машина времени в Третьяковке: почему надо идти на "Лики модерна"