"Театр мира": масштабная выставка Гриши Брускина в Третьяковке
В Третьяковке открылась впечатляющая выставка современного художника Гриши Брускина
Читать на сайте Ria.ruМОСКВА, 23 мар — РИА Новости, Алина Кравцова. В Новой Третьяковке открылась масштабная выставка Гриши Брускина, "режиссером" которой он стал сам. О том, зачем идти на ретроспективу одного из самых известных и успешных художников современности, работы которого заняли девять залов музея, — в материале РИА Новости.
Фундаментальный Брускин
Лауреат премии Кандинского, многократный участник Венецианской биеннале, мировую известность Брускин получил после того, как за рекордную тогда сумму — 416 тысяч долларов — на знаменитом московском аукционе Sotheby's в 1988 году была продана его работа "Фундаментальный лексикон" (1986).
«
"Для Третьяковской галереи важно делать выставки художников-классиков, — объясняет куратор Ирина Горлова. — Есть имена, которые уже вписаны в историю современного искусства: Илья Кабаков, Леонид Соков, Игорь Шелковский. И Гриша Брускин — одно из самых важных. Это те, кто сыграл фундаментальную роль в развитии международного искусства второй половины ХХ века".
На выставке можно увидеть работы последних четырех десятилетий, выбранные самим автором. Концептуально они разбиты на восемь "сцен" (плюс эпиграф), каждая из которых знакомит с разными этапами и аспектами творчества Брускина.
Ирина Горлова, Гриша Брускин и Наталия Опалева
1 из 3
Ирина Горлова, куратор выставки "Гриша Брускин. Смена декораций"
2 из 3
Экспозиция выставки "Гриша Брускин. Смена декораций"
3 из 3
Перемещаясь из одного пространства в другое, не знаешь, что будет дальше: визуальное решение каждого зала оригинально и ни разу не повторяется.
"Проснувшаяся муза" (2020), "Всадник" (2019)
1 из 4
"Коллекция археолога". 2013. Инсталляция из 33 частей. Бронза
2 из 4
"Смена декораций". 2015-2017. Инсталляция. Гипс
3 из 4
"Смена декораций". 2015-2017. Инсталляция. Гипс
4 из 4
Брускин выступает здесь в роли режиссера: рассказывая историю собственного творчества, он удерживает внимание зрителя, словно в первоклассной постановке.
В основе его нарратива не хронологический принцип, а эволюция понимания художником концепта современности. Ведь то, что для нас сегодня архаика, когда-то было актуально.
«
"Одна современность сменяет другую как в некоем театре мира, — объясняет художник. — Меня интересуют эти новые образы, которые, с другой стороны, были во все времена".
Наше время и архаика
Исследуя феномен современности, Гриша Брускин обращается к знаковым образам искусства разных эпох. На выставке библейские мотивы соседствуют с картинами в стиле соц-арта, видеоинсталляции сменяют средневековые шпалеры, слышна электронная и барочная музыка.
«
"Брускин — один из самых интеллектуальных художников нашего времени, — объясняет куратор выставки Ирина Горлова. — История искусства для него — важнейший источник вдохновения. В его голове постоянно живут емкие, яркие образы, шедевры мировой культуры".
Так, открывают выставку две скульптуры, которые отсылают к известным произведениям начала ХХ века. "Проснувшаяся муза" (2020) — к "Спящей музе" Бранкузи (1910), "Всадник" (2019) — к динамическим образам итальянских футуристов и идее "Синего всадника" Василия Кандинского. Подобно художникам начала прошлого столетия, Брускин изображает своего всадника в разных фазах движения одновременно.
"Мистический всадник", 2019. Картон, папье-маше
1 из 2
"Проснувшаяся муза", 2020
2 из 2
"Футуризм был у истоков модернизма, — поясняет художник. — И этот всадник символизирует некое начало в искусстве, приглашая зрителя отправиться в путешествие, каким является моя выставка".
Открыт к диалогу
Большая часть работ не показывалась ранее в России, включая одноименный проект, представленный в Российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года.
Хорошо известные многосоставные произведения Гриши Брускина, такие как "Алефбет" и "Коллекция археолога", появляются в новых конфигурациях. Они созданы по принципу бесконечной картины, как и "Фундаментальный лексикон", прославивший художника.
"Алефбет" (еврейский алфавит) посвящен символическому миру иудейской культуры
1 из 2
"Алефбет" (еврейский алфавит) посвящен символическому миру иудейской культуры
2 из 2
Несмотря на кажущуюся сложность, живопись Брускина находит отклик у самого разного зрителя. Полные символизма работы настолько яркие и необычные, что их можно воспринимать на уровне эмоций. На открытый диалог ориентирован и сам автор.
"Для меня важен и эмоциональный образ. Мне интересен диалог со зрителем независимо от его интеллектуального уровня. Я предлагаю прокомментировать мои интерпретации современности, и этот разговор обогащает и меня и посетителя. И если, наблюдая какие-то феномены в жизни, зрители будут говорить "прямо как у Брускина!" — это и есть настоящее искусство", — рассуждает художник.
"Гриша Брускин. Смена декораций". Новая Третьяковка, до 24 июля.
Злые боги и некрасивая Афродита: что смотреть на выставке Игоря Олейникова