МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. Более 200 лет назад российская экспедиция на военных шлюпах "Восток" и "Мирный" под командованием капитана второго ранга Фаддея Беллинсгаузена и лейтенанта Михаила Лазарева открыла миру шестой континент – Антарктиду. Таким образом, Беллинсгаузен и его команда первыми совершили полное плавание вокруг Антарктиды, двигаясь между параллелями 60° и 70° южной широты.
Путь к станции "Мирный"
Спустя 130 лет после открытия Антарктиды на материке оказались отечественные энтузиасты – 13 июня 1955 года советское правительство приняло решение об организации первой Комплексной антарктической экспедиции (КАЭ), начальником которой стал Михаил Михайлович Сомов.
«
"К началу пятидесятых годов XX века знание об Антарктиде ограничивалось сведениями о физико-географических условиях островов и северо-западной части Антарктического полуострова. Были изучены лишь океанологические и климатические условия Южного океана", – рассказывает директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.
В рамках первого этапа работы экспедиции было создано флагманское судно дизель-электроход "Обь", пригодное для суровых вод Антарктики. Корабль вышел из Калининграда 30 ноября 1955 года и уже 19 января подошел к береговому барьеру острова Хасуэлл. 13 февраля 1956 года состоялось открытие первой советской научной антарктической станции – обсерватории "Мирный". Станция была названа в честь легендарного шлюпа русской южно-полярной экспедиции 1819–1821 годов.
На станции уже более 66 лет непрерывно проводятся наблюдения за изменчивостью состояния приземной и свободной атмосферы, магнито- и ионосферы, гидрофизических параметров прибрежных вод и морским ледяным покровом, интенсивностью космических лучей, сейсмическими колебаниями литосферы, климатическими изменениями параметров прибрежной границы ледяного купола, загрязняющими параметрами окружающей среды, биоразнообразием и изменчивостью популяций морских птиц.
В течение длительного времени станция была базовой для выполнения внутриконтинентальных походов и проведения попутных геофизических, геодезических и гляциологических исследований.
«
"Здесь получены самые длинные ряды непрерывных наблюдений по метеорологии, гляциологии, сейсмологии, прибрежной океанологии, общему содержанию озона и малых газовых примесей. Круглогодичные исследования и наблюдения продолжаются и сейчас", – говорит Александр Макаров.
Над материком выполнялись полеты, каждый из которых давал новые сведения о его природе: было установлено, что высота поверхности ледникового покрова достигает 3,5–4 тыс. м. Кроме этого были развернуты научные исследования с помощью наземного транспорта.
«
"В одном из таких походов к южному геомагнитному полюсу была открыта станция “Восток”, также названная в честь шлюпа экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева. В дальнейшем оказалось, что станция “Восток” является и полюсом холода Земли – именно здесь в 1983 году был зафиксирован абсолютный минимум температуры приземного воздуха – минус 89,2оС. Именно на этой станции ученые нашего института проводят исследования уникального подледникового озера Восток", – добавил Александр Макаров.
В настоящее время станция "Мирный" продолжает быть одной из важнейших баз российской арктической экспедиции.
"Это наш Оксфорд": чем обернулась идея Петра I о создании Академии наук В планах – капитальная перестройка и модернизация станции: будет проведена установка нового трехуровневого служебно-жилого здания общей площадью 1200 кв. м, в котором разместятся жилые, технические, служебные помещения и лаборатории, а также новое здание энергоблока (420 кв. м), аварийная дизельная электростанция контейнерного типа, новый экокомплекс/гараж" площадью 360 кв. м и холодный ангар для техники.
«
"На станции ведется прием спутниковой информации о состоянии морских льдов. Монтируется и оборудование космической системы "БИС-А", необходимой для работы системы ГЛОНАСС. Так что “Мирный” это еще и перспективный пункт поддержки космической деятельности", – подчеркнул Александр Макаров.
Академик Трёшников
Возможности России в исследовании Антарктики существенно расширились после спуска на воду научно-экспедиционного судна "Академик Трёшников" 29 марта 2011 года.
Судно построено по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и предназначено для обеспечения деятельности Российской антарктической экспедиции: доставка груза и замена персонала антарктических станций, проведение научно-исследовательских работ и изучение природных процессов и явлений в океане, вывоз отходов и мусора из Антарктики.
Ходовые испытания прошли летом 2012 года в Финском заливе. 10 октября 2012 года на ОАО "Адмиралтейские верфи" состоялась торжественное мероприятие по подъему флага РФ, где в церемонии принял участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев.
На борту НЭС оборудованы 10 стационарных лабораторий: океанологические "мокрая" и "сухая", океанографическая с морозильной камерой, гидрохимическая, экологическая, гидроакустическая, метеосиноптическая, лаборатория приема спутниковой гидрометеорологической информации, центральная компьютерная и лаборатория ледовых нагрузок. А также четыре мобильные контейнерные лаборатории: для океанологических, ледовых, геофизических биологических исследований и исследований атмосферы.
Первые во всем: о чем рассказывают в музее самого секретного морского бюро Вертолетный комплекс способен принимать и обслуживать вертолеты типа Ка-32. Для осмотра подводной части судна оборудована водолазная станция.
Стоит отметить, что судно очень символически названо в честь профессора Алексея Фёдоровича Трёшникова, на чьем счету 22 экспедиции к обоим полюсам Земли. Океанолог, доктор географических наук, начальник дрейфующей станции "Северный полюс – 3", президент Географического общества и директор ААНИИ – именно этот человек стал главным редактором двух томов Атласа Антарктики, вышедших в 1966 году.
«
"Ввод в эксплуатацию судна “Академик Трёшников” позволил расширить спектр и объем океанологических и ледовых исследований в водах Южного океана, что важно для изучения климатообразующей роли вод и льдов Антарктики и оценки их влияния на глобальные природные процессы. Появилась возможность посещать сезонные полевые базы “Русская” и “Ленинградская”, что было достаточно сложно осуществлять, имея в научно-экспедиционном флоте только НЭС “Академик Фёдоров”", – отметил Александр Макаров.